Добро пожаловать!


 

Популярные материалы:


логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя
 Из истории "Лицея 36" |

Лицей 36 нижний новгородНаш лицей всегда был муж­ской школой, - директор лицея №36 Л.С.АВЕРБУХ открывает лицейский сайт, пролистывает галерею портретов руководите­лей прошлых лет. Их помнят до сих пор, и помнят далеко за пре­делами Автозаводского района - С.И.Прохоров, Б.М.Алешков, Н.В.Гусев.

Автономия

Первая школа Автозавода откры­лась через месяц после того, как был пущен Горьковский автозавод, - 2 февраля 1932 года. Номер потом поменялся на *36», статус - на «фи­зико-математический лицей», но из­начальная установка быть первыми остается в силе и сегодня. Здесь с самого начала рассчитывали на собственные силы, здраво оценивая окружающую ситуацию и делая нуж­ные выводы. Не изменяют этому правилу до сих пор. Недавно 36-й лицей стал автономным учреждени­ем - единственным в районе учеб­ным заведением, которое отказа­лось от статуса «бюджетного». Авто­номия предполагает большую сво­боду, а свобода в лицее во все вре­мена принималась как истинная ценность.

  Изначально школа ориентирова­лась на подготовку рабочих для ГА­За, - рассказывает Леонид Семено­вич, - но Сергей Иванович Прохоров, легендарный директор 36-й, к 1968 году вывел ее на новый уровень. Мы растили инженерную элиту для Горь­ковского автозавода, давая детям фундаментальное образование.

Ученики - соавторы учителей

У Т.П.Григорьевой, кандидата пе­дагогических наук, методиста ли­цея, с 36-м связана вся жизнь. Здесь училась она сама, ее дочь, зять, ее внучка, сейчас гранит точ­ных наук «грызет» внук. Сама же Та­тьяна Петровна оказалась в числе первых учеников, которые попали в математические классы.

     Наши замечательные учителя Нина Иосифовна Рейман, Александ­ра Сергеевна Кондратьева ездили в 40-ю школу, чтобы сравнить свою методику преподавания с той, что была «на горе», - вспоминает Татья­на Петровна. - Автобусы тогда ходи­ли в час по чайной ложке, и на такие поездки фактически тратился целый день. Но потом, приходя к нам, стар­шеклассникам, педагоги подробно рассказывали, что увидели в 40-й школе, делились своими мыслями. Мы оказывались включенными в процесс обучения не только как уче­ники, но и как соавторы. И это здо­рово стимулировало к занятиям.

Сейчас Т.П.Григорьева уверена: математика необходима каждому человеку разумному. Просто потому, что именно она учит мыслить. Внучка Лена Косарева с ней соглас­на: сегодня она, выпускница 36-го лицея, учится в МГУ на факультете ВМК (выпускники 36-го вообще предпочитают продолжать образо­вание в Москве или Санкт-Петер­бурге), первую сессию сдала почти на «отлично». Передает из столицы большой привет родной школе.

Эра математики прочно закрепи­лась в лицее в 60-е годы. В 70-е к физико-математическому образо­ванию добавилось программирова­ние, в 80-е - изучение информатики, в 90-е - начале 2000-х - информаци­онные технологии. Сегодня в лицее нет ни одной аудитории, где бы ра­бочее место учителя не было обору­довано компьютером. Есть два пол­ноценных класса информатики. Все компьютеры объединены в локаль­ную сеть с собственным сервером. Задача на ближайшее будущее - подключить сервер к Интернету и сделать базу результатов учебы до­ступной для родителей.

-               Информатика понемногу заняла достойное место в наших учебных планах, - говорит Л.С.Авербух, - по­тому что жизнь такая! Школа обяза­на следовать ее требованиям, иначе она не имеет смысла.

Современные подходы к образо­ванию, по мнению Леонида Семено­вича, имеют весьма мало общего с теми, что исповедовали педагоги 50 лет назад.

Да, у современных детей меньше глубина восприятия, чем у их свер­стников 20 лет назад. Но зато их кру­гозор шире. Да, раньше дети могли все 45 минут урока слушать учителя, сегодня не могут. Нынешним учени­кам во время занятий надо периоди­чески устраивать компьютерные «перебивки», нравится или не нра­вится это учителю. Мы должны это делать, если хотим, чтобы наши ли­цеисты успешно учились.

Они, конечно, учатся. В активе ли­цея - уже два выпускника 2011 года, сдавших единый госэкзамен по ма­тематике на 100 баллов, - Антон Ов- сюхно и Владимир Чикин (сейчас и Антон, и Владимир - студенты МГУ). Вообще-то, таким результатом не может похвастаться ни одна ниже­городская школа. Стобалльники есть во многих качественных учеб­ных заведениях, но чтобы два сто- балльника по математике, одному из самых сложных предметов, - это уникальный случай.

Кстати, обоих ребят готовила од­на и та же учительница, Елена Десановна Рязанова, молодая обаятель­ная женщина. На ее уроках всегда интересно и психологически ком­фортно (даже если поначалу чего-то не понимаешь) - это, пожалуй, не­малая составляющая успеха.

-               Наши учителя-математики одни из лучших в Нижегородской облас­ти, - уверена заместитель директо­ра лицея Л.С.Ваганова, - но, если перечислять поименно успешных педагогов, придется вспомнить, по­жалуй, все школьные предметы. Ме­ня очень радует, что в лицее работа­ют по-настоящему классные учите­ля начальной школы. С «началкой» сейчас в городе огромные пробле­мы, пед-университет их не выпуска­ет, а требования к учителям первой ступени обучения растут с каждым годом. У нас же учат детей молодые педагоги Ирина Алексеевна Маруе- ва (она же является и завучем по на­чальной школе), Нина Александров­на Музюкина, Елена Александровна Заруба, Оксана Владимировна Цуркан - понимаете, они проработали- то совсем немного времени, а роди­тели своих малышей ведут непо­средственно «к Оксане Владими­ровне», «к Елене Александровне»... Есть у нас и отличные учителя-стажисты: Татьяна Валерьевна Кондра­тьева, Ольга Борисовна Шилова, Марина Николаевна Новичкова, Та­мара Алексеевна Запанкова.

Л.С.Ваганова перечисляет множе­ство имен учителей - жаль, в газет­ной статье невозможно привести их всех. Но достаточно спросить самих лицеистов: «Кто из учителей тебе нравится?» - дети сами расскажут.

Лицей 36 нижний новгород ГАЗ автозаводДневники не нужны

Учителя стали другие, - резюми­рует Л.С.Авербух, - и это тоже нор­мально, мы меняемся, потому что меняется жизнь. Сегодня, чтобы ос­таваться «в тренде», учитель должен постоянно учиться. И наши педагоги это делают;. Они легко управляются с компьютерными технологиями, а технологии, в свою очередь, рожда­ют новые методики преподавания. Очень популярными становятся презентации - их используют и пе­дагоги, и сами дети. Причем учитель здесь выступает в роли наставника, тьютора. Он подсказывает правиль­ный путь - как наполнить «презенташку» не просто внешними эффек­тами, а сутью, самым главным, что есть в теме.

Вообще, за скоростью 36-го ли­цея не успевают даже федеральные законы. Они, и правда, стали не нуж­ны - вся информация хранится в дневнике электронном. Каждый день педагоги заносят на сайт оцен­ки, которые они выставили учени­кам, и домашние задания для каж­дого класса. Разумеется, увидеть оценки мальчика Васи. сам мальчик Вася и его родители, конфиденциальность здесь гаран­тируется. Более того, родители все­гда могут посмотреть, за что именно их чадо получило «пятерку» или «двойку», и увидеть, какой четверт­ной балл «вырисовывается» на дан­ный момент.

Сами дети от такого нововведе­ния сначала были в легком шоке, но лотом смирились и даже начали на­ходить в нем свои плюсы. Говорят, появился дополнительный стимул хорошо учиться: когда знаешь, что плохие оценки от мамы в любом случае не скроешь, проще заставить себя выучить параграф. Впрочем, в лицее всегда был культ знаний, и традиционное подростковое прене­брежение к отличникам (знаете, ча­стенько такое бывает в школах) обо­шло 36-й стороной.

- Сейчас мы начинаем экспери­мент по созданию электронного журнала, - продолжает тему Л.С.Авербух, - и здесь тоже автома­тически появляются новые функции

-               к примеру, я могу посмотреть объ­ективность выставления оценок: журнал высчитывает средний балл с учетом сложности каждого задания

-               понятно, что контрольная работа «весит» гораздо больше, чем устный ответ с места, - и «Подсвечивает» те оценки, где, по его мнению, балл был завышен или занижен. Это, кстати, вполне может быть: некото­рым детям, чтобы простимулиро­вать их учиться, надо поставить хо­рошую оценку «авансом», других, напротив, лучше «пожурить» зани­женной, и они в таком случае начи­нают работать как следует. Но завуч, просматривая электронный журнал, получает подсказку: на оценки этого ученика надо обратить внимание. И, конечно, электронный журнал дис­циплинирует учителя.

Как отнесутся педагоги к элек­тронному журналу? Пожалуй, так же, как дети - к электронному дневнику. В любом случае, осознание, что в будущем подобного рода журнал появится обязательно, у педагогов есть.

Интересно всё

Считается, что лицей - школа для «сильно умных». Что помимо учебы и, максимум, шахмат лицеистов ма­ло что интересует. Л.С.Авербух включает видеофильм о бывшем ди­ректоре лицея Б.М.Алешкове. Про­фессиональный фильм - только сня­тый прямо здесь, в лицейской ви­деостудии под руководством Алек­сея Лебедя. Видеоролики лицеисты снимают практически к каждому значимому событию в жизни 36-го - вплоть до педсовета. Вы наверняка их тоже видели - периодически ви­деоматериалами лицейской студии пользуются нижегородские теле­компании. Те, кому ближе печатная журналистика, делают лицейскую газету «Формула».

На эстафетном пробеге на призы газеты «Автозаводец» команда 36- го лицея практически всегда «в при­зах». Юбилейный вечер, посвящен­ный 80-летию лицея, готовит студия танца «Эллауд» - тоже рожденная и существующая в недрах лицея. Здесь работают театральная сту­дия, хор «Соловушки», ученики уча­ствуют не только в профильных для них олимпиадах по точным предме­там, но и в гуманитарных... Им инте­ресно все. Говорят, что причина то­му - математика. Она просто учит мыслить. А человек мыслящий - это человек, интересующийся жизнью во всех ее проявлениях.

 


 
Разместил: ОАО ГАЗ

ФОТОАЛЬБОМЫ
 
Яндекс.Метрика Анализ сайта