Добро пожаловать!


 

Популярные материалы:


логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя
 Автозаводский район. Как все начиналось |

 

       Автозаводский район. Как все начиналось

    К чему лукавить, автозаводский район считается одним из самых красивейших уголков Нижнего Новгорода. Жители и гости нашего города схожи во мнении, что автозавод, как отдельный город - со своей историей, укладом жизни, особенностями и уникальными постройками.

        История становления района

    Свое развитие Автозаводский район начал с 1931 года. Численность жителей, проживающих на этой территории в то время, достигала 30 тысяч. Президиумом Нижегородского Краевого Исполнительного Комитета был поставлен вопрос об организации на Автозаводе Райсовета. Тогда то и было принято решение о создании нового, четвертого района Нижнего Новгорода, состоящего из расположенных на близлежащей территории заселенных участков. Слились в одно целое земли Нижегородского края, а именно Дзержинский район и земли Нижнего Новгорода - Канавинский.

    Первое время к Автозаводу относились некоторые поселки гaорода - Западный, Северный, Восточный и Американский, из селений – Монастырка, Малышево и Карповка. До 1934 года занимаемая площадь района достигла 27,7 кв.км. После, территория Автозавода несколько расширилась за счет присоединения к нему пос.Гнилицы, Нагулино и Стригино, некоторое время позже – Н.Доскино.

    Началось строительство и уже в 1931 году были заселены жители первых пяти домов Соцгорода. В это время создается хлебозавод, фабрика–кухня и столовая. Для автозаводцев открывают клубы, бани и школы. Заботясь о здоровье жителей, принимается решение об организации в районе квалифицированной медицинской помощи. 
    В 1933 году получает собственное здание больница №1, располагающаяся теперь на проспекте Ильича. Для людей доступны следующие медицинские профили: хирургия, терапия, гинекология, имеются и родовые койки. В это же время в новое здание переезжает и центральная районная поликлиника.
       Горьковский автомобильный завод
    В 1930 году начинается строительство автомобильного завода, ставшее событием, надолго определившее судьбу не только района, не только Нижнего Новгорода - всей страны.
    История его строительства и развития весьма интересна. Для выбора места под застройку самого большого в Европе и первого в Советском Союзе завода - в июле 1929 года в Нижний Новгород прибыла правительственная комиссия. Мало кому известная деревушка Монастырка, затерявшаяся среди пустырей и болот Автозаводского района, стала идеальным вариантом.
    2 мая 1930 года состоялась торжественная закладка будущего авто-гиганта. В присутствии представителей общественных, партийных, профсоюзных организаций, рабочих из Москвы, Дзержинска и самих строителей завода, в фундамент была заложена капсула с надписью: «Нижегородский автомобильный завод станет одной из важнейших социалистических крепостей на Волге». 
  И вот уже 1 января 1932 года, горьковский автомобильный завод распахнул свои двери перед рабочими, а 29 числа этого же месяца с главного конвейера сошел первый грузовик ГАЗ-АА. Строительство завода, обучение кадров и сам процесс производства велись в тесном взаимодействии с американской фирмой «Форд». Благодаря этому сегодня на заводе работают только высококвалифицированные рабочие, опытные руководители, талантливые инженеры.
     Горьковский автомобильный завод действительно стал крупнейшим в России производителем и экспортером легковых и грузовых автомобилей, чья продукция пользуется большим спросом, как в ближнем, так и дальнем зарубежье. 
За годы своего существования из ворот автомобильного завода вышло более 15 миллионов машин, предприятием освоено более 100 видов различных моделей.
     В те же годы, одновременно со строительством завода, возводятся крупные жилые комплексы. Первые улицы района – проспекты Ильича и Кирова. Сейчас они выглядят не так как 80 лет назад, и существенно уступают по виду новым постройкам, но именно они стали «родным домом» для первых жителей Соцгорода. Нехватка жилья привела к тому, что было построено великое множество временных домов - жилищ барачного типа. 
    До сих пор поражают своей красотой и величественностью построенные в те годы ряд зданий, архитектура которых особенно интересна. В первую очередь - так называемый радиусный дом, расположенный на Молодежном проспекте. Семиэтажное здание было построено в 1938 году по проекту московских архитекторов. Сейчас радиусный дом находится под охраной государства и является памятником федерального значения.
    В 1933 году закончилось строительство кинотеатра «Мир». Немного позже, рядом с кинотеатром, построили Дворец культуры, прилегающая в настоящее время к нему площадь - является центром Автозаводского района.
    Годы Великой Отечественной войны стали для автозаводцев настоящим испытанием. Строительство велось не с таким размахом как раньше. Но, несмотря на каждодневные разрушения, жители продолжали жить и работать на благо своего города и родины.
Несчетное количество подвигов было совершено жителями района, Родина высоко оценила их труд, орденами и медалями были награждены 35619 человек, 35 человек стали Героями Советского Союза. 
   Орденом Красного Знамени был награжден автозавод 9 марта 1944 года, досрочная ликвидация последствий налетов вражеской авиации и непрерывный выпуск продукции имели немалое значение в последний год войны.
В сентябре 1945 года коллектив завода награжден орденом Отечественной войны I степени, успешно выполнив задания Государственного Комитета Обороны по выпуску артиллерийских самоходных установок.
    В 1980 году в честь 35-летия Победы в память о погибших был открыт монумент Славы павшим автозаводцам.
Временно прекратившаяся из-за войны застройка района должна продолжаться несмотря на многочисленные разрушения. Чтобы хоть как-то разрешить острый вопрос нехватки жилья, в начале 50-х годов начинается строительство двухэтажных домов по 8-16 квартир в каждом. В конце десятилетия резко меняется характер построек. Вместо малоэтажных домов начали воздвигаться четырех и пятиэтажные. Все больше зданий оснащено канализацией, водопроводом и ваннами.
    Время не стоит на месте. Завод расширяет производство, возводятся новые корпуса, наряду с этим район непрерывно меняется. Строятся новые кварталы, расширяется городской транспорт, администрация района направляет все силы на улучшение культурных, социальных и бытовых условий жизни людей.

 


 
Разместил: ОАО ГАЗ

ФОТОАЛЬБОМЫ
 
Яндекс.Метрика Анализ сайта