Добро пожаловать!


 

Популярные материалы:


логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя
 Лучшие люди "ГАЗа" (Агитов Е.В)|«Уво­лен ввиду смерти» |

от самолётов до машин

От самолётов - к «школе Тейлора»

В годы первой мировой войны в возрасте 20 лет Евгений Владими­рович Агитов был летчиком гидро­самолета на Балтике, оборонял Пет­роград. В начале XX века летчик не только летал, но и занимался техни­ческим обслуживанием машины, своими руками разбирал и собирал двигатель, ремонтировал и испыты­вал. В результате приобретал бес­ценный практический опыт.

После гражданской войны полу­чил высшее образование в Ленин­градском институте труда. Здесь студентов учили тому, как организо­вать труд рабочих с использованием самых рациональных приемов, опи­санных американским ученым Тей­лором. Его книга в русском перево­де была издана в Санкт-Петербурге еще в 1909 году под названием «Принципы научного менеджмента». Это Тейлор на заводах Форда впер­вые в мире добился самой высокой производительности труда в массо­вом производстве и одновременно полной взаимозаменяемости час­тей при высочайшей точности их из­готовления и низкой себестоимос­ти. Тейлор первым ввел хрономет­раж выполнения операций самыми талантливыми рабочими, тщательно фиксировал их действия, вплоть до киносъемки.

Согласитесь, все это вполне мож­но считать прообразом производст­венной системы, которая в наше время каждый день доказывает свою эффективность в подразделе­ниях ГАЗа.

Вооруженный прогрессивными знаниями, Агитов приехал на строй­площадку будущего автозавода осенью 1929 года. Он стал идеоло­гом и создателем профтехкомбината, его строителем, а потом препо­давателем. Рядом с профтехкомбинатом построили обширные мас­терские, где Агитов вел так называ­емую «школу Тейлора». Начальни­ком опытных мастерских его назна­чают 7 сентября 1929 года, а вско­ре, 22 октября, ему поручают воз­главить учебную базу Автостроя. Многие слушатели учебно-произ­водственной базы станут потом ру­ководителями цехов, корпусов и производств, прославленными кон­структорами легковых и грузовых автомобилей.

В марте 1932 года Евгения Влади­мировича назначили начальником экспериментального цеха техничес­кого отдела ГАЗа. Он стал первым и единственным заместителем глав­ного конструктора автозавода А.А.Липгарта по экспериментально­му цеху. А еще - руководил конструк­торским бюро, которое занималось форсированием автомобильных двигателей, предназначенных для использования на аэропланах, кате­рах, гоночном автомобиле ГЛ-1, аэ­росанях. И спустя 70 с лишним лет, в мае этого года, мчащийся по авто­

дрому «Нижегородское кольцо» ГЛ-1 («гоночная Липгарта») сопровожда­ли аплодисменты восхищенных зрителей!

Одновременно он выполнял сверхплановые конструкторские ра­боты, чаще в нерабочее время, ру­ководя так называемой «группой Агитова». Статьи об этом публико­вались в техническом журнале «Ав­тостроитель», выпускавшемся на нашем заводе до войны наряду с га­зетой «Автогигант».

В первом номере журнала за 1937 год Агитов обратил внимание на то, что отступление от американских технических норм во имя «стаханов­ского движения» подорвало качест­во автомашин в целом и моторов в частности. Чуть позже появляются его публикации об освоении нового для автозавода 6-цилиндрового двигателя, о технической политике предприятия, о возможности ис­пользования автомобильных двига­телей на самолетах. Е.В.Агитов су­мел снизить вес 4-цилиндрового мотора до 120 кг и добился надеж­ности его работы при мощности 60 л.с., не нарушив при этом нормаль­ной технологии массового произ­водства. Форсированные им двига­тели в годы войны надежно работа­ли на боевых машинах. К сожале­нию, Агитов не успел закончить ра­боту по созданию спаренных 6-ци­линдровых двигателей, располо­женных параллельно.

В одном из номеров журнала «Са­молет» за 1936 год сообщалось: «...Главной причиной, тормозящей развитие спортивной авиации, яв­ляется отсутствие массового произ­водства маломощных моторов и са­молетов. Мы с большим удовлетво­рением отмечаем, что... идея при­менения автомотора в качестве

авиационного двигателя уже осу­ществлена на автомобильном заво­де им. Молотова в Горьком... Иници­атором и настойчивым проводни­ком этого дела является инженер- конструктор Е.В.Агитов». Почему он уделяет все свободное время авиа­ции? Да потому что он - бывший во­енный летчик.

Трагический сорок первый

С наглом войны усилилось вни­мание кадровиков к «социальным корням» работников, их партийнос­ти, дореволюционной биографии. Начались кадровые перестановки. В сентябре 1941-го Агитова сняли с должности начальника эксперимен­тального цеха без объяснения при­чин. В его личном деле нет даже за­писи об этом. Вместо него назначи­ли молодого специалиста, члена партии, не имевшего опыта такой работы. В октябре назначают нового заместителя А.А.Липгарта - им ста­новится Н.А.Астров.

Осенью 1941 года к первому сек­ретарю обкома партии неожиданно

вызывают не Липгарта, а Агитова и поручают немедленно заняться мо­дернизацией саней Веселовского с целью их серийного производства. В ту же ночь на квартире у Агитова собрались участники «мозгового штурма», среди которых был испы­татель двигателей И.Б.Гурвич, буду­щий профессор. К утру подготовили документацию на агитовский мотор для аэросаней, новый редуктор и систему охлаждения. Но серийного выпуска аэросаней, которые полу­чили название ГАЗ-98, Агитов не увидел, как не услышал и похваль­ных отзывов о них маршала Рокос­совского: 4 января 1942 года Евге­ний Владимирович покончил жизнь самоубийством. До изъятия пред­смертной записки Гурвич успел про­честь в ней: «Я творчески иссяк». Но, конечно, истинная причина была не в этом...

Память о светлом человеке

...Последняя запись в личных до­кументах Е.В.Агитова гласит: «Уво­лен ввиду смерти». И по этой причи­не он оказался избавлен от возмож­ного изгнания, ареста и безвестной гибели...

Многие работники K3Q впоследст­вии неоднократно делились теплыми воспоминаниями о Е.В.Агитове.

«Евгений Владимирович был очень грамотным, честным и куль­турным человеком, - вспоминал Александр Алексеевич Доброхо­тов, рабочий, технолог-изобре- татель, а потом и начальник экс­периментального цеха КЭО- УКЭР, - увлеченно занимался лю­бимыми идеями. Мы, рабочие, это понимали и поэтому помогали из­готовлять что-то не по плану, после рабочего дня. Агитов был очень за­ботливым в отношении к нам, про­стым рабочим. Как-то он спросил: «Вы зарплату получили?» Услышав в ответ, что в кассе нет денег, ушел, а вернувшись минут через пятнад­цать, сказал: «Идите, нашлись деньги».

В декабре 1941 года мы вечера­ми изготовляли аэросани, а именно воздушный винт из авиационного, укорачивая его лопасти. Строгаль­щик срезал металл по кусочкам, а я вручную сглаживал небольшие гра­ни по точным шаблонам. Агитов по­хвалил меня: «Отлично!» Оказа­лось, он на глаз отличает погреш­ности в пределах 0,03 мм. Потом, показав на строгальщика и расточ­ника, произнес: «Вот, нет у них об­разования, а ведь это люди высо­кой культуры». Этих слов я никогда не забывал...»

Конструктор автомобильных кузовов Леонид Исаакович Бел­кин вспоминает:

«Любимцем .конструкторов КЭО; человеком удивительной работо­способности, сведущим во многих областях знаний, великолепным их популяризатором считался замес­титель главного конструктора Евге­ний Владимирович Агитов. Он много сделал усовершенствований конст­рукции узлов автомобилей. Его де­виз «работоспособность в работе превыше всего» многим из нас при­годился.

Инициатива Агитова - групповые выезды работников КЭО в выходные дни на природу. Он считал, что это сплачивает коллектив, дает людям возможность хоть немного отвлечь­ся от бытовых забот».

«Агитова прозвали «ходячая эн­циклопедия» - он знал все о любых моторах и автомобилях, - писал Сергей Константинович Белухин, авиаинженер, руководи­тель группы по приборам для испытаний моторов в КЭО. - Я на­блюдал неоднократно, как сам Лип- гарт частенько у него справлялся на ходу, чтобы не искать в справоч­никах и книгах. И Евгений Владими­рович всегда немедленно отвечал, приводил цифры. Это поражало всех нас».

 


 
Разместил: ОАО ГАЗ

ФОТОАЛЬБОМЫ
 
Яндекс.Метрика Анализ сайта