Добро пожаловать!


 

Популярные материалы:


логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя
 "Птица" Особого полёта! |

Чайка газ-13 выпуск горькийМощные комфортабельные машины большого класса ГАЗ-13 воплотили черты новой автомобильной техники того времени. Этими автомобилями любовались посетители Всесоюзной промышленной выставки в Москве и Всемирной выставки в Брюсселе, где первому опытному образцу «Чайки» был присужден Гран-при. Авто-мобиль уникален и по дизайну, и по техническим новшествам, которых в нем оби-лие. Над этой машиной, которая является символом целой эпохи, работал большой творческий коллектив конструкторов, инженеров, испытателей завода: В.С.Соло-вьев, Н.А.Юшманов, Г.А.Пономарев, В.В.Гнетнев, П.Э.Сыркин, О.Н.Пелюшен- ко, М.С.Мокеев, Б.В.Греков и другие. Так называемые годы застоя для ведущего испытателя Горьковского автомо-бильного завода Бориса Владимировича ГРЕКОВА оказались самым счастливым временем жизни. Вместе с коллегами он создавал и испытывал «Чайку», запускал в серийное производство «Волгу». Сохранилось его интервью, которое мы предлагаем вниманию читателей «Автоза-водца». Бегом за обручальными кольцами Талантливого студента на ГАЗе приметили еще во время производственной практики. Но только через несколько лет после окончания политеха Борис Греков попал в одно из самых элитных заводских подразделений – конструкторско-экспериментальный отдел, где шла сборка опытных образцов автомобиля пред-ставительского класса Г/\3-13. - «Чайка», внешний вид которой был скопирован с американского автомобиля «паккард карибиен», должна была поражать воображение, - рассказывает Борис Владимирович. - Помимо технических новшеств машина имела стремительные формы истребителя, «турбинные» клыки на бампере, обилие хромированных деталей. Причем на всех трех экспериментальных образцах облицовку радиатора с многократно повторяющимся силуэтом птицы решено было сделать позолоченной. Я помню, как начальник участка Давид Иоффе сам пошел в магазин за обручальными кольцами. Кольца расплавили, и решет ки радиаторов засияли золотом. Не боялись, что 13-й ГАЗ может оказаться несчастливым? Всс вышло как раз наоборот - «Чайке» выпала очень счастливая судьба. На Всемирной выставке в Брюсселе опытному образцу присудили Гран-при. Машины представительского класса собирали не на конвейере, а вручную. Вскоре пять новеньких автомобилей обслуживали делегатов XXI съезда КПСС. «Чайки» отработали идеально и нам, испытателям, хлопот не доставили. - Почему «Чайки» были исключительно черными? - Машины предназначались только для служебного пользования. А черный цвет считался наиболее представительным. Но были, правда, и исключения. Одну из «Чаек» выпустили вишневого цвета, ее в качестве подарка преподнесли Брежневу. У начальника Главного управления пожарной охраны Москвы стояла в гараже красная «Чайка». Позже, по заказу Министерства обороны, для приема военных парадов в округах стали изготавливать на базе ГАЗ-14 кабриолеты с открытым кузовом. Их красили в серый цвет.

  Пропуск - марка «ГАЗ» - И никаких нареканий «машины-птицы» не вызывали? - Как-то выдалось жаркое лею, так из Москвы пришли жалобы: «Чайки» «кипят». Мы взяли из лаборатории машины с электровентиляторами и помчались в столицу. Добрались за 3,5 часа - шли со скоростью 160-170 километров в час. Подкатили на «Чайках» к Боровицким воротам, часовой спрашивает: «Куда?» А мы как пароль: «В ГОН (гараж особою назначения. - Авт.)». Нам открывали двери без всякого пропуска, ведь наши машины с горьковскими номерами были в Кремле хорошо известны. - Что представлял собой гараж особого назначения? В первый раз, попав в кремлевский гараж, я удивился идеальной чистоте. Все боксы отделаны плиткой, пол с подогревом. Помню, начали вместе со слесарями смотреть привезенные «Чайки». А после смены эти люди сняли рабочие комбинезоны и достали из шкафчиков форму с полковничьими погонами.Сборка чайка газ-13 автозавод газ Дисциплина в гараже была строжайшая. Все машины ежедневно осматривали, два раза в месяц тестировали, после каждой поездки мыли вручную, полировали, затем следовал обязательный техосмотр. Был в ГОНе особый «зал ожидания» - комната, где собирались водители в ожидании высокопоставленных клиентов. Там не резались ни в карты, ни в домино, иногда лишь играли в шахматы, а в основном читали. Все полки в шкафах были завалены дефицитнейшей по тем временам литературой. Простым смертным о такой библиотеке оставалось только мечтать. Испытания «Чаек» мы проводили по маршруту, который именовался «малая роза». Начинали с площади Пушкина, потом ехали до Садового кольца, возвращались в центр - делали кругу памятника Дзержинскому и снова гнали к Садовому... Так «вырисовывали» за смену несколько десятков «лепестков розы». - А как вы познакомились с Хрущевым? - 1 мая 1960 года Никита Сергеевич должен был отправиться в Париж на встречу с Эйзенхауэром. Нам звонят из Кремля: «Срочно приезжайте, надо перед поездкой показать Хрущеву новые машины». Мы привезли в Москву роскошные фаэтоны ГАЭ-13Б с открытым кузовом, выпущенные крошечным тиражом. Одна машина была с черным тентом, другая - с коричневым. Месяц ждали, слонялись по Кремлю - от Хрущева никаких известий... Зато опробовать авто изъявил желание председатель КГБ СССР Шелепин. Мы гнали машины по осевой линии, не обращая внимания на светофоры. Про себя я думал: еще полчаса такой гонки, и показывать Хрущеву будет нечего! Но обошлось... Доехали до Ленинских гор, около университета развернулись и на той же бешеной скорости вернулись в Кремль. Шелепин остался доволен, жал нам руки, говорил: «А ведь и сами можем, если захотим!» Хрущев же вспомнил о показе перед самой поездкой за границу. Подкатили мы к пятачку у Никольской башни. Открывается дверь с торца, выходит Никита Сергеевич со свитой, спрашивает у министра автомобильной промышленности Строкина: «Кто будет показывать машины?» Хрущев чайка автозавод газКивают на меня: «Вот начальник отдела испытания легковых автомобилей». За руль сел Суслов, справа ог него расположился Хрущев. Я пристроился сзади на откидном сиденье. Тронулись. Суслову очень понравилось открывать и закрывать тент - он делал это непрерывно. Мягкий верх у фаэтона регулировался электрогидравлической системой, управляемой с водительского места. Я испугался, что система прямо сейчас и откажет, и осторожно так намекнул: «Посадим аккумулятор, товарищ Суслов, и застрянем здесь». Но Суслов как будто не слышал - все нажимал и нажимал на кнопку. Тут в дело вмешался Хрущев, осадил ого с матерком: «Перестань... тебе же сказали!» После поездки Никита Сергеевич выдал главному конструктору ЗИЛа: «Вот какие машины надо делать!» Последнему было обидно вдвойне: ведь «Чайки» считались младшими сестрами правительственных ЗИЛов. - Хрущев и Суслов хорошо водили? Над Сусловым в гараже посмеивались, он ездил со скоростью не более 40 км в час. Тому, кто его обгонял, он потом высказывал: «На тот свет торопиться?!» Он слыл человеком со странностями. Выходя из Кремля, прежде чем сесть в машину, снимал калоши. Уезжал, а около его калош оставался часовой. Хрущева считали «крестьянином», слабо разбирающимся в технике. Но машины он любил. Как-то из Югославии он привез кабриолет «хорьх-951 А», из Америки - «кадиллак-флитвуд 75» красною цвета, с бархатной обивкой и кондиционером. Я написал письмо Косыгину с просьбой отдать нам «кадиллак» как образец для дальнейших разработок. Получил согласие, и туг, на мое несчастье, на по-литическом Олимпе появился Брежнев... Прокатившись разок на сверкающей машине по территории Кремля, он заявил: «Не отдам машину горьковчанам. Самому пригодится!»

брежнев чайка оао газСказки про Брежнева - Леонид Ильич ведь лихачил за рулем? - Все рассказы о его виртуозном вождении - сказки. Помню, мы привезли в Кремль новую «Волгу» ГАЗ-24, которую потом за долгую жизнь назвали «машиной времени». Я посмотрел, насколько непрофессионально и неуверенно генсек держал руль: перебирал баранку частыми нервными движениями. Когда, сделав круг; Леонид Ильич решил передохнуть, главный конструктор закричал: «Сядьте с ним кто-нибудь!» Тогда справа от Брежнева сел Косыгин. Механики гаража вспоминали, как во время визита Леонида Ильича в ФРГ фирма «Мерседес» подарила ему спортивный автомобиль. Генсек сел за руль, рядом расположился представитель фирмы. Все присутствующие на церемонии были уверены, что Брежнев просто посидит в салоне да расспросит о технических характеристиках машины. Но он неожиданно для всех... завел мотор и поехал по территории резиденции. Растерявшаяся охрана только и успела предупредить, чтобы высокого гостя в целях его же безопасности не выпускали наружу... Леонид Ильич резко развернулся на повороте и задел бордюрный камень. В итоге был пробит картер, потекло масло. Немцы потом долю смаковали эту историю. - Для генсека базовую модель как-то усовершенствовали ? - На его вишневой «Чайке» спидометр, находящийся обычно в углубленной нише, выдвинули гак, чтобы показания были видны сидящему рядом с водителем пассажиру. Брежнев любил смотреть, с какой скоростью он «летит» по трассе. Еще знаю, на одном из ЗИЛов по просьбе Брежнева между передними сиденьями механики делали специальный стульчик для его внучки. Внучка подрастала - переделывали и сиденье. - Брежнев славился своей любовью к иномаркам... Рассказывали, что Леонид Ильич с удовольствием катался на «роллс-ройсе» и «мерседесе». Однажды на Ленинградском шоссе у города Клин он, съезжая с узкого моста резко притормозил. Была ранняя весна, «роллс-ройс» заскользил на дорого и «подрезал» машину охраны. Ребятам на «мерседесе» ничего не оставалось, как въехать в придорожный сугроб. Там они и увязли, а Брежнев в одиночку рванул в Завидово. Из резиденции посыпались требования: всем по маршруту сопровождать несущийся на бешеной скорости «роллс-ройс». Да куда там! Леонид Ильич потом посмеивался над охраной: «Это мне вас впору охранять, а не вам меня». В другой раз, тоже у Клина, с боковой дороги на основную полосу выскочил грузовой ЗИЛ-130. «Мерседес» с охраной резко обогнал машину, которую вел Брежнев, и заслонил ее от грузовика. Но столкновения избежать не удалось. Два охранника оказались на больничной койке. - Нештатные ситуации случались на правительственных трассах? - Было дело, в полном составе разбилась насмерть делегация Министерства иностранных дел Болгарии: зиловский экспериментальный автобус «Юность» не вписался в поворот. Впрочем, хватало и комичных ситуаций. Среди привилегированных водителей ведь были и те, кто крутил баранку еще с военной поры. О похождениях одного из них - глуховатого Михалыча - в ГОНе любили рассказывать с особым удовольствием. Однажды к 8 утра ветеран подал машину на Кутузовский проспект. оао газ нижний новгород чайкаУслышав, что задняя дверь захлопнулась, Михалыч дал по газам... Подъезжает к третьему подъезду ЦК, стоит ждет, а из машины никто не выходит. Заглянул в салон - пусто! А в машине между водителем и пассажиром все время было поднято стекло: ветеран любил подымить, а его высокопоставленный клиент не переносил табачного дыма... Оказывается, в тог день шеф вышел из дома, от крыл заднюю дверцу лимузина, закинул на сиденье портфель и, вопреки привычке, решил сесть на переднее сиденье, поболтать с шофером. А тут авто перед самым его носом рвануло с места в карьер... Пришлось в срочном порядке вызывать дежурную машину. Михалычу объявили выговор, но не уволили. Потому что во время войны он возил маршала.


 
Разместил: ОАО ГАЗ

ФОТОАЛЬБОМЫ
 
Яндекс.Метрика Анализ сайта