Добро пожаловать!


 

Популярные материалы:


логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя
 Б.Б. Лебедев. Дизайнер, легенда УКЭР |

Борис Борисович ЛебедевРодился и вырос Борис в ра­бочей семье. Его отец, станочник-профессионал, любое за­дание выполнял увлеченно, с выдумкой. Его ответствен­ность, вдумчивость и добросо­вестность передались и сыну - с ранней юности он отличался самостоятельностью. Юноша неплохо рисовал, поэтому по­ступил учиться в знаменитое Пензенское художественное училище.

В начале 30-х годов прошло­го столетия семья Лебедевых переехала из провинциального Арзамаса в Нижний Новгород, где велось строительство авто­мобильного завода. Бориса приняли художником-оформителем в школу ФЗУ. В 1937 году он переходит на автозавод. По­началу занимался оформлени­ем эксплуатационной докумен­тации автомобилей ГАЗ-АА, ГАЗ-М1 в бюро инструкционных материалов техотдела (впос­ледствии КЭО), а потом - счастливый поворот судьбы - его пригласили в отдел кузовов. Новой профессии художника- стилиста он учился у В.Я.Бродского и В.И.Самойлова, с их по­мощью осваивал основы ди­зайна.

будучи семейным челове­ком, отцом двоих детей, Борис Борисович ушел на фронт. Вое­вал в составе батальона аэро­дромного обслуживания, демо­билизовался только в 1947-м.В родной коллектив вернулся ка­валером ордена Отечествен­ной войны II степени, будучи награжденным за ратные по­двиги медалями «За боевые заслуги», «За победу над Япо­нией» и другими знаками отли­чия. С каким желанием, энтузи­азмом включился бывший фронтовик в творческую рабо­ту по созданию первого совет­ского 6-местного автомобиля повышенной классности ГАЗ- 12 ЗИМ (ведущий конструктор Н.А.Юшманов)!

Для дизайнерской проработ­ки проекта в бюро кузовов сформировали специальную группу, в которую вошли Л.М.Еремеев и С.В.Ялышев, а потом и Б.Б.Лебедев. Впервые внешняя форма отрабатыва­лась на гипсовых, а не на дере­вянных макетах, что позволило сократить сроки отработки и уменьшить материальные за­траты. Борис Борисович в пол­ной мере продемонстрировал трудолюбие, организован­ность, творческий подход. Дружный коллектив сумел создать в сжатые сроки красивый, запоминающейся внешности автомобиль.

газ катафалкЕще один интересный этап в творческой биографии - совме­стная с Л.М.Еремеевым работа над дизайн-проектом «Волги» ГАЗ-21 (ведущий конструктор А.М.Невзоров). Автомобиль от­личался оригинальным внеш­ним видом, изяществом форм, улучшенной аэродинамикой, увеличенным объемом багаж­ника и был хорошо принят по­требителем.

«Звездный час» Б.Б.Лебеде­ва наступил в 1955 году, когда на завод поступил правительст­венный заказ на создание авто­мобиля большого класса вза­мен ГАЗ-12 ЗИМ. Борис Бори­сович всегда внимательно сле­дил за развитием автомобиле­строительной отрасли, изучал иностранные журналы, специ­альную литературу, в совер­шенстве освоил профессию художника-стилиста. И сумел по­бедить в конкурсе, проводив­шемся среди -дизайнеров, - лучшим был признан проект легкого и стремительного авто­мобиля, будущей «Чайки». Уже в январе 1959 года первая пар­тия машин отправилась в Моск­ву в качестве подарка делега­там и гостям XXI съезда КПСС.

Автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» получил признание и на между­народном уровне - на Всемир­ной промышленной выставке в Брюсселе в 1958 году он был удостоен Гран-при. Кстати, это был один из двух главных при­зов, которых когда-либо удос­таивались за рубежом отечест­венные легковые автомобили. По крайней мере, до середины 90-х годов западные коллекци­онеры буквально гонялись за раритетной моделью «Чайки» и не раз обращались на Горьков­ский автозавод с просьбой из­готовить ее.

Страна после войны стреми­тельно развивалась, развивал­ся и наш завод. Разработку но­вых моделей газовских грузо­виков, которые должны были прийти на смену ГАЗ-51, вели в КЭО. Вновь за основу был при­нят проект, предложенный Б.Б.Лебедевым и Л.М.Еремее­вым. Новая современная каби­на повышенной комфортности стала базовой для семейства автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-5ЭА (ведущий конструктор Б.Й.Шихов), ГАЗ-52-04. Кабина была обору­дована мягкими сиденьями с облегающей спинкой, эффек­тивной вентиляцией и отопле­нием, обдувом и обмывом вет­рового стекла, стеклоочистите­лями с электроприводом, дву­мя большими зеркалами задне­го вида... Эти модели грузови­ков отлично зарекомендовали себя в различных районах на­шей страны, в том числе на Крайнем Севере и в пустынях.

Следующей этапной работой Бориса Борисовича Лебедева стал дизайн-проект автомоби­ля ГАЗ-66 (выполнялся совме­стно с Л.М.Еремеевым), пред­ложенного взамен ГАЗ-6З. Впервые на заводе и в Совет­ском Союзе появился грузовик с откидывающейся вперед ка­биной над двигателем и цель­нометаллической платформой (ведущий конструктор Р.Г.Заворотный). Такое оригинальное решение позволило увеличить полезную длину платформы на 400 мм' разместить запасное колесо за кабиной. Погрузоч­ная высота платформы снизи­лась на 285 мм. Было найдено оптимальное решение для столь оригинальной компонов­ки кабины: все рычаги управле­ния, кроме педалей тормоза и сцепления, дроссельных засло­нок, для упрощения их конст­рукции, повышения надежнос­ти и долговечности вывели на неподвижный съемный пол. Впервые на этой кабине появи­лись раздельные одноместные сиденья водителя и пассажира, имеющие регулировку в про­дольном направлении и по углу наклона спинки, предложена эффективная система термо­изоляции кабины.

В 1961 году для выполнения новых задач в отделе кузовов организовали художественно- конструкторское бюро (ХКБ), руководителем которого назна­чили Б.Б.Лебедева. На этой должности в полной мере реа­лизовались такие качества Бо­риса Борисовича, как инициа­тивность, профессионализм, умение организовать людей и мобилизовать их на выполне­ние сложных задач.

Несомненная заслуга Б.Б.Ле­бедева - выработка концепции устройства помещения ХКБ. Появились высокий светлый зал с вращающимися подиума­ми для осмотра макетов авто­мобилей, специальные изоли­рованные помещения для вы­полнения столярных работ по дереву, слесарных и граверных работ по металлу, работ с плас­тилином, зал для черчения, ри­сования... В итоге дизайн- центр в новом корпусе КЭО- УКЭР надолго стал предметом светлой зависти специалистов других автозаводов страны.

Под руководством и при не­посредственном участии Б.Б.Лебедева в новом ХКБ бы­ли разработаны дизайн-проек­ты легкового автомобиля ГАЗ- 24 «Волга» и его модификаций ГАЗ-24-02 «универсал», ГАЗ-24-02 оры ..Не­взоров, В.Б.Реутов), ГАЗ-14 «Чайка» (автор С.В.Волков, ве­дущие конструкторы В.Н.Гуриков, В.Н.Носаков), ГАЗ-ЗЮ2 «Волга» (авторы Н.И.Киреев, С.В.Волков, ведущий конструк­тор В. Б. Реутов).

дизайнер газБорис Борисович является основным автором товарного знака «ГАЗ», свою лепту внес он и в дизайн-проект детского ав­томобиля «ГАЗ».

За трудовые успехи Б.Б.Лебедева неоднократно награж­дали Почетными грамотами предприятия и министерства, он удостоен знаков «Победи­тель соцсоревнования», «За развитие дизайна», медали «Ветеран труда», ему присвое­но звание «Заслуженный авто­заводец». Честный, добросове­стный, порядочный человек, специалист высокого класса - так отзываются о нем все, кому довелось работать с Борисом Борисовичем.

Конечно, солидный возраст дает о себе знать. Болезни не обошли стороной уважаемого ветерана, но голова у него по- прежнему светлая, а память хо­рошая, надежно хранит яркие воспоминания о прожитых го­дах, войне, работе на ГАЗе...

Уважаемый Борис Борисо­вич! Примите искренние позд­равления со знаменательным юбилеем и слова сердечной благодарности за упорный, са­моотверженный труд, за ваши знания и опыт, которыми вы бескорыстно делились с колле­гами и учениками. Низкий вам поклон за то, что всю свою жизнь вы посвятили любимой работе и родному заводу!


 
Разместил: ОАО ГАЗ

ФОТОАЛЬБОМЫ
 
Яндекс.Метрика Анализ сайта