Добро пожаловать!


 

Популярные материалы:


логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя
 Горьковский Автозвод! Всё ради Победы! |
Прерванный праздник

война автозавод 194122 июня 1941 года... В Стригинском бору было шумно и весело. Молодые рабочие, сбросив легкие рубашки и подставив крепкие плечи теплому июньскому солнцу, с азартом играли в волейбол. Побеждала команда ли­тейщиков, и юные красавицы-болельщицы хлопали в ладоши, радуясь каждому забро­шенному мячу. На центральной сцене чество­вали передовиков производства - накануне с конвейера автозавода сошел миллионный мотор! В одном из открытых павильонов лектор рассказывал о прочных дружеских отношениях СССР и Германией. Под звуки популярного фокстрота «Рио-Рита» на танцевальной пло­щадке кружились пары. Взрослые и детвора, удобно устроившись за столиками летнего кафе, с наслаждением ели мороженое. По ра­дио транслировали праздничный концерт.

В полдень музыка прервалась. «Граждане и гражданки Советского Союза! - послышался из хрипловатых репродукторов голос замес­тителя председателя Совнаркома В.М.Моло­това. - Сегодня, в 4 часа утра, без предъявле­ния каких-либо претензий к Советскому Сою­зу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну».

Страшное известие разом перевернуло все. Инженер И.А.Харкевич записал в днев­нике: «Вячеслав Михайлович кончил свое со­общение, призвав народ на защиту своей Ро­дины. Уже гремели по радио из Москвы весе­лые боевые песни и марши. Тихо сидели во­круг радиоприемника и пла­кали. Тяжесть легла на сердце, померкнул яр­кий летний день. Что-то будет? И какие ужа­сы принесет нам эта война? Не нужна она нам, но, видно, воевать придется... Пришла война, пришло много горя и слез для нашей Родины...»

Услышав сообщение о начале войны, люди потянулись к заводу. На площади у Главной проходной состоялся общезаводской митинг. Рабочие и инженеры поклялись отдать все свои силы делу Победы. В кабинете директо­ра автозавода И.К.Лоскутова собралось все руководство предприятия. «Обычно шумные, любившие веселую шутку люди непривычно тихо сидели за столами, - вспоминал он. - По­жалуй, это было самое короткое совещание, но с самым емким и единодушным решени­ем: «Выходные отменяются. Переходим на 12-часовой рабочий день. Будем работать. Всё - для фронта!»

«Спали рядом с рабочими местами..»

Война резко изменила задачи предприя­тия. Необходимо было перестроить произ­водство на выпуск оборонной продукции: тан­ков, танковых моторов, авиадвигателей, бро­невиков, минометов, реактивных снарядов, боеприпасов. «В основу организации произ­водства мы положили автомобильную техно­логию с поточным изготовлением деталей... По новому плану разместили в цехах производству деталей.

Почти каждый день из Москвы приходили распоряжения, связанные с освоением новых изделий.

Постановлением №1 от 1 июля 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) обязал дирекцию Горьковского автозавода немедленно приступить к изготовлению мо­торов М-17 для танков Т-34, выпускавшихся в Сормове, а также обеспечить холодную и го­рячую штамповку части деталей, начать про­изводство фильтров, воздухоочистителей и гусеничных траков. Во второй половине 1941 года Горьковский автозавод получил заказы на изготовление 82-миллиметровых баталь­онных минометов, колясок к армейским мо­тоциклам М-72, деталей пистолета-пулемета Шпагина (ППШ), металлических звеньев к крупнокалиберным 12,7-миллиметровым пу­леметам, ряда узлов к артиллерийским сис­темам, ручных гранат РПГ-1 для истребитель­ных батальонов и многого другого.

Прорабатывая процесс производства кор­пусов реактивных снарядов М-13, предназ­наченных для «Катюш», автозаводцы усо­вершенствовали технологию их изготовле­ния. Впервые в мировой практике был ис­пользован штампосварной способ произ­водства реактивных снарядов - сократился расход металла, электроэнергии и увели­чился объем выпускаемой продукции. Об­разцы снарядов, изготовленные под руко­водством инженеров С. И. Русакова, М.И.Клушина, А.Я.Фрейдлина, П.Г.Гребельника, успешно выдержали испытания.

Если в 1940 году на заводе выпускалось 9636 наименований деталей, то только в де­кабре 1941 года - свыше 17000! Колоссаль­ный объем работы, который требовалось выполнить «любой ценой»! И.К.Лоскутов пи­сал: «Работали, не считаясь со временем. Работали и днем, и ночью, и в выходные дни... Тысячи автозаводцев неделями не вы­ходили из цехов - спали рядом со своими ра­бочими местами, питались в заводских сто­ловых».

В командировку - на танке

В первые недели войны на фронте сложилась катастрофическая ситуация. По мнению советского руководства, превосходство в танках позволило противнику быстро продви­гаться вглубь территории страны. И это пре­имущество врага необходимо было скорей­шим образом ликвидировать. 20 июля 1941 года вышло постановление ГКО о налажива­нии на ГАЗе производства легких танков Т-60, разработанных на заводе №37 (Москва). «Я приехал на ГАЗ.- в командировку неопреде­ленной длительности, - вспоминал конструк­тор танка Н.А.Астров. - Приехал несколько не­обычным способом: сам привел танк Т-60 своим ходом из Москвы. Прямо в танковом обмундировании явился в КЭО к столу... Липгарта, чему тот был несказанно удивлен... Танк, на котором я приехал, был разработан в Москве. На нем был установлен 6-цилиндро­вый двигатель ГАЗа».

Созданная «на скорую руку» боевая машина оказалась во всех отношениях крайне «сы­рой». Под руководством А.А.Липгарта и Н.А.Астрова специалисты ГАЗа (В.А.Дедков, В.К.Рубцов, Ю.Н.Сорочкин и другие) внесли существенные изменения в конструкциюТ-60. 24 июля 1941 года в кузовном корпусе был ор­ганизован отдел №5 под руководством Г.К.Па- рышева по выпуску танков. Уже 6 сентября 1941 года завод доложил об освоении произ­водства легких танков Т-60, а в октябре нала­дили их регулярный выпуск. Впервые в прак­тике отечественного танкостроения была вве­дена конвейерная сборка танков! Критическое положение, сложившееся под москвой в 1941г. Потребовало увеличение производства военной техники. Просьбы к союзникам об открытии второго фронта не увенчались успехом. Английский премьер-министр У.Черчилль, обещая ока­зать поддержку в будущем, заявил советско­му послу, что сейчас «вам может помочь толь­ко Бог, в которого вы не верите». Надеяться можно было только на себя. Напряжение до­стигало апогея - линия фронта приближалась к Москве. Осенью 1941 года решалась судьба страны, ее народа... В ночь на 21 октября 1941 года на Горьковский автозавод пришла телеграмма председателя ГКО И.В.Сталина: «Немецкая армия имеет большое превосход­ство в танках над нами. Для успешной борьбы с немецкими фашистами и для защиты Моск­вы нужно давать каждый день нашей армии больше танков... Нужды обороны страны и Москвы требуют, чтобы ваш завод резко уве­личил выпуск танков Т-60 и в ближайшие 2-3 дня начал выпускать по десяти танков в день, а к концу октября - до пятнадцати танков в день. Прошу выполнить это задание. Надеюсь, что все рабочие и инженеры завода честно выполнят свой долг перед Родиной» Единственным крупным промышленным цен­тром, близким к Москве, был Горький с рас­положенным здесь автогигантом. Именно к автозаводцам обратился с просьбой о помо­щи глава государства. И они не подвели. Они прекрасно осознавали ту громадную ответст­венность, которая легла на их плечи: лини* фронта с каждым днем приближалась к сто­лице, Красная Армия, истекавшая кровью нуждалась в военной технике...

Обстановка - боевая

Руководство предприятия перешло на ка­зарменное положение. Инженеры, мастера рабочие сутками не выходили из цехов. Из дневника инженера В.А.Лапшина (ноябрь 1941 года): «Всю неделю работали по ремон­ту компрессора... День и ночь был на заводе Ночью прикорнешь где-нибудь на стуле вздремнешь с полчасика-часик и опять на но­гах». Автозаводцы совершали каждодневный трудовой подвиг, не щадя своих сил, спасая столицу и страну от врага. В ноябре 1941 г. не предприятии появился лозунг: «Мы у станке стоим, как у орудий. Мы в цехе, как на линию огня!» И действительно, атмосфера напоми­нала боевую. Рабочий стал солдатом, инже­нер - командиром. В ноябре 1941 года немец­кая авиация нанесла первый массированный удар по предприятию, но бомбежки не сломи­ли духа автозаводцев. Каждый день из про­ходных предприятия на фронт шла боевая техника. Через месяц после получения теле­граммы И.В.Сталина, 21 ноября, директор ГАЗа И.К.Лоскутов докладывал: «Автозавод­цы выпускают сейчас не по 15, а по 20 танков в сутки». Если в октябре 1941 года предприя­тием было выпущено 215 танков, то в ноябре - уже 480, а в декабре - 625 боевых машин. Суровой зимой 1941 года, Горьковский Автозавод сыграл одну из ключевых ролей в снабжении армии военной техникой во время самого напряженного сражения великой отечественной войны- Битвы за Москву.

Благодаря в том числе героизму и самоот­верженному труду автозаводцев удалось от­стоять столицу. Танки Т-60, принимавшие участие в знаменитом параде 7 ноября 1941 года на Красной площади, стали одним из символов победы под Москвой. С сентября по декабрь 1941-го Горьковским автозаво­дом было выпущено 1323 танка Т-60 (что со­ставило около 30 % от всех произведенных танков и САУ в СССР за период с июля по де­кабрь 1941 года).

29 декабря 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «за образцовое вы­полнение заданий партии по выпуску оборон­ной продукции» Горьковский автозавод был награжден орденом Ленина. Большая группа автозаводцев была отмечена правительст­венными орденами и медалями.

19 марта 1942 года в Киноконцертном зале автозавода Председатель Президиума Вер­ховного Совета СССР М.И.Калинин вручил трудовому коллективу Горьковского автоза­вода орден Ленина. В своем выступлении он отметил: «Ваш завод дает ежедневно про­дукцию для фронта, создает (ее) героичес­ким трудом, который отмечен правительст­вом. Это большой подвиг».

 

Сто штурмовых дней и ночей

Тяжелым испытанием для автоза­вода стали удары немецкой авиа­ции. Накануне Курской битвы про­тивник провел одну из крупнейших воздушных операций за всю исто­рию второй мировой войны, направ­ленную на уничтожение Горьковско­го автозавода. Немецкие пилоты сбрасывали свой смертоносный груз на цеха, жилые кварталы Соцгорода, заводские поселки, с улыб­кой на лице расстреливали из пуле­метов людей.

Из дневника И.А.Харкевича: «5 июня. Теплая и тихая летняя ночь, ни облачка, все небо усыпано звезда­ми, на западе еще не потухла вечер­няя заря. В 00 час. по радио завыла сирена воздушной тревоги... Вдруг с неба - яркие звездочки, и через несколько минут штук по 20 освети­тельных ракет повисло в различных местах над Автозаводом. Наш поселочек был осветлен, как днем. По­слышался нарастающий свист бомб и грохот разрывов. Первые бомбы упали на ТЭЦ, с тяжелым сердцем смотрел я на пламя, которое взви­лось над котельной. Столбы пламе­ни под грохот взрывов поднялись и в других частях Автозавода. Сразу це­лая огненная стена выросла над Ав­тозаводом, таких налетов еще не было. Немцы неистово бомбили по образовавшимся огненным ориен­тирам, одновременно круша шос­сейные дороги вокруг завода и по­селков... К двум часам ночи реже стали взрывы бомб, море огня по­лыхало над Автозаводом. Зенитки стали бить время от времени. Скоро все затихло. Тишина стояла непри­вычная, не слышно шума завода, доносились голоса людей, гудки авто­машин. Дым стелился сплошным облаком, чуть гонимый предутрен­ним ветерком... Восток разгорался зарей, а с запада нашего поселка полыхало море огня, заливаемое едкими струями пожарных машин из пожарных водоемов. Воды не было, водозабор стоял, и замер весь гро­мадный наш завод».

В результате семи налетов на ав­тозаводе было разрушено более 50 зданий и сооружений (в том числе и такой объект особой важности, как колесный цех), уничтожено более 9 тысяч единиц оборудования. В рай­оне погибло 282 человека, более 500 получили ранения.Процесс восстановления автоза­вода взял под личный контроль Председатель ГКО И.В.Сталин. На предприятие была направлена большая комиссия во главе с Л.П.Берия. Директора завода А.М.Лившица сняли с занимаемой должности, завод вновь возглавил И.К.Лоскутов. Со всех концов стра­ны на автогигант были направлены рабочие и инженеры. Из Москвы привезли металл, предназначенный для строительства Дворца Советов. Сталь сверхвысокой прочности осо­бой марки ДС позволила уменьшить количество балок и ферм. 28 октяб­ря 1943 г. автозаводцы и строители отправили в ГКО рапорт о восста­новлении завода. Его подписали бо­лее 27 тыс. человек. Это героичес­кий период вошел в историю заво­да, как сто штурмовых дней и ночей.

9 марта 1944 года автозавод за досрочную ликвидацию последст­вий налетов вражеской авиации, ус­пешное выполнение заданий ГКО по освоению производств, усовершен­ствование боевой техники и образ­цовое снабжение фронта военной продукцией был награжден второй правительственной наградой - ор­деном Красного Знамени.

В две смены по 12 часов

В годы войны на автозаводе боль­шое развитие получило движение ударников производства: «многоста­ночников», «двухсотников», «трехсот ников» - рабочих, трудившихся на не­скольких станках и перевыполнявших в два-три раза установленные нор­мы. Осенью 1941 г. на предприятии возникли фронтовые молодежно­-комсомольские бригады (В.Тихоми- рова, Ф.Любавина, В.Шубина, И.Яки­менко), которые достигли высоких производственных показателей. По­чин автозаводцев получил широкое распространение по всей стране. В заводские цеха пришли подростки и женщины, заменившие мужчин, сра­жавшихся на фронте. Новые кадры в короткие сроки осваивали тяжелые мужские профессии, перевыполняя производственные нормы (Т.И.Лап- шина, П.Е.Мокшина, Н.В.Воробьева, Т.И.Масленникова, Д.К.Емельянова). Типичную картину повседневной про­изводственной жизни завода нарисо­вал в своих воспоминаниях В.В.Белокриницкий (начальник механосбо­рочного цеха №6): «1 октября (1941 года. - А.Г.) меня назначили началь­ником цеха... С первого дня работа в цехе велась в две смены по 12 часов. Первый наш выходной был 7 ноября

Руководство цеха, на­чальники участков жили большей ча­стью прямо в цехе, дома бывали ред­ко, заглядывали на часок-другой... Идешь по цеху - стоят у станков жен­щины, подростки, только особо тяже­лые работы выполняли мужчины преимущественно пожилые. У многих бледные, истощенные, усталые лица, но - никаких жалоб... Значительную группу составляла переданная заво­ду воинская часть - «трудовой бата­льон», состоящий из людей пожилых, непригодных по здоровью к строевой службе».

 

Победа в цифрах

Победной весной 1945 года авто­заводцы получили письмо Маршала Советского Союза Г.К.Жукова. Про­славленный полководец писал: «Во­ины-фронтовики высоко ценят про­дукцию, созданную вашими руками. Враг уже не раз чувствовал на своей спине сокрушительную мощь наших ударов. И каждый боец также знает, что оружие, которое ему дала в руки наша Родина, никогда не подведет в бою и принесет нашему народу пол­ную победу над врагом».

16 сентября 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение за­даний ГКО по выпуску артиллерий­ских самоходных установок для Красной Армии коллектив Горьков­ского автозавода был награжден ор­деном Отечественной войны I сте­пени. За годы войны славному кол­лективу автозаводцев 33 раза при­суждалось переходящее Красное знамя ГКО, которое в результате было передано на вечное хранение Горьковскому автозаводу. Трудовы­ми наградами были отмечены 1429 автозаводцев. Невозможно переоценить роль Горьковского автозавода в обеспе­чении фронта боевой техникой и во­оружением. В военный период на предприятии было выпущено:

более 167220 автомобилей (из них 157759 грузовых),

около 10 тысяч танков и 9 тысяч САУ (что составило около 20% всех

более 9 тысяч бронеавтомоби­лей,

более 24 тысяч минометов,

около 12 миллионов различных снарядов, в том числе 30 тысяч сна­рядов для реактивных установок «Катюша»,

более 79 тысяч моторов и газо­генераторных установок (среди них около 9 тысяч авиамоторов),

более 11 миллионов мин,

свыше 11 миллионов авиавзры- г: зателей,

более 24 миллионов пулеметных и свыше 500 тысяч аэродромных звеньев,

309 аэросаней,

более 2,5 миллиона колес (ГАЗ обеспечивал колесами все автомо­бильные и большую часть артилле­рийских заводов страны).

Высокого звания Героя Советско­го Союза были удостоены 38 автоза­водцев, 7 фронтовиков стали пол­ными кавалерами ордена Славы.

 

Жизнь вопреки войне

Война принесла с собой много трудностей и лишений. Уже в пер­вую военную весну все пустующие земли в районе и вокруг него были превращены в огороды заводчан. Из воспоминаний П.В.Гордина: «Отец после смены брал лопату на плечо - и в поле: полуголодный, после куз­ницы - он копал».

Основной культурой, которую вы­ращивали автозаводцы, был карто­фель. Из дневника В.А.Лапшина: «12 сентября 1943 г. Сегодня карто­фельный день. По всем улицам везут на тачках, тележках, машинах, несут на плечах мешки с картофелем».

Автозаводцы в трудных условиях военного времени помогали фронту всем, чем могли: рабочие и инжене­ры отдавали часть своего неболь­шого заработка в фонд обороны, женщины отправляли бойцам по­сылки с теплыми вещами, связан­ными после трудовой вахты. На всю страну стал известен подвиг ребят района, собравших средства на строительство танка и броневика. В

году два «Автозаводских школьника» - так были названы бое­вые машины - начали свой фронто­вой путь. И.В.Сталин послал теле­грамму ученикам школы №19 (сей­час №126): «Прошу передать работ­никам и учащимся неполной сред­ней школы Автозаводского района г. Горького, собравшим 20000 рублей на строительство танка «Автозавод­ский школьник», мой горячий привет и благодарность Красной Армии».

В годы войны Автозавод стал крупным лечебно-эвакуационным центром. Часть школьных зданий района переоборудовали в госпита­ли, где лечились раненые бойцы Красной Армии. Обессиленные тя­желыми условиями работы, скуд­ным питанием, люди с большим тру­дом переносили даже самые легкие заболевания. Сутками не выходя из операционных и больничных палат, врачи совершали каждодневный по­двиг, спасая жизни людей. Навсегда в историю автозавода вошли имена врачей И.М.Кройка, Н.И.Ворониной, Е.В.Хворовой, П.М.Спиридоновой, А.И.Зайцевой и многих других. За годы войны 38800 патриоток Авто­завода сдали 12,5 тысячи литров крови (только одна Клавдия Кузяева сдала 10 литров)!

Война нанесла колоссальный ущерб демографической сфере Ав­тозавода. В 1946 г. в районе прожи­вало лишь 118 тысяч человек, хотя по прогнозам середины 30-х годов к 1947 г. население должно было уве­личиться до 248,7 тысячи. Только во второй половине 50-х годов числен­ность жителей достигла довоенного уровня.

...День Победы - праздник, кото­рый является связующим звеном между разными поколениями, не­зыблемой исторической точкой опо­ры современной России.

Низкий поклон вам, ветераны вой­ны и труда, герои, защитившие страну!

 


 


 
Разместил: ОАО ГАЗ

ФОТОАЛЬБОМЫ
 
Яндекс.Метрика Анализ сайта