Добро пожаловать!


 

Популярные материалы:


логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя
 Война в тылу или Спасти автозавод! |
война нижний новгород героиПо­явился страшный утробный звук, неумолимо приближаю­щийся, заполняющий собой все пространство... Примерно так описывали начало фашистских налетов на Горький и Автозавод свидетели тех скорбных и герои­ческих событий.Истина, не нуждающаяся в под­тверждении. Подвиг тех, кто тру­дился в тылу, не выходя из завод­ских цехов сутками, во сто крат уве­личивается тем, что пришлось пе­режить этим людям. Здесь, вдали от линии фронта, шла своя война. Может быть, не менее страшная и жестокая.В плане немецкой операции было четко указано: «Разрушить автоза­вод им.Молотова и прилегающие объекты». Осуществить свои замыс­лы враг собирался с помощью авиа­ции. Войска ПВО вели противовоз­душную битву за Горький и промыш­ленные объекты области в течение 596 дней и ночей. За оборону второ­го сектора ПВО, в котором находил­ся и автозавод, отвечал 784-й зе­нитный артполк.
 
Следующей ночью кошмар повто­рился. За эти два массированных налета в Горьком было убито 127 че­ловек, тяжело ранено 176 и легко 195. И хоть в период ноябрьских воздушных атак не был сбит ни один немецкий самолет, для воинов ПВО это стало боевым крещением.
8 ноября 1941 года Горьковский бригадный район ПВО вводят в со­став действующей Красной Армии, принимаются дополнительные ме­ры по укреплению противовоздуш­ной обороны. На защиту автозавода направляются 58-й и 281-й отдель­ные зенитно-артиллерийские диви­зионы, а вскоре в город прибывает 142-я истребительная авиационная дивизия, в состав которой входят 4 авиаполка, и 45-й зенитно-прожек­торный полк.
В начале февраля 1942-го фашис­ты снова напомнили о себе, внеся много нового в тактику своих нале­тов. Они буквально подкрались к ав­тозаводу. Так незаметно, что пона­чалу даже не была объявлена воз­душная тревога. В ночь на 4 февра­ля враг произвел бомбардировку одиночными самолетами, исполь­зуя различные направления и раз­ные высоты. Один из них на боль­шой высоте и с заглушенными мото­рами, подлетев незамеченным к ав­тозаводу, сбросил три фугасные бомбы. Были повреждены, правда, незначительно, колесный и мотор­ный цеха, убито 17 человек, 41 ра­нен.
подвиг нижний новгород геройУвы, предательство, видимо, су­ществует вне времени и обстоя­тельств. Вот и тогда - одни сража­лись и гибли на фронтах, защищая свое Отечество, другие в нечелове­ческих условиях ковали победу в ты­лу, а третьи... Третьи корректирова­ли действия немецких налетчиков. Именно ночью 4 февраля был заре­гистрирован массовый пуск с земли ракет красного и белого цветов - вражеская агентура действовала ак­тивно.
...А вечером - новый налет. 12 бомбардировщиков четко были на­целены на автозавод и мосты через Волгу и Оку, но массированный огонь зенитной артиллерии не поз­волил им приблизиться к намечен­ным объектам. Однако одному са­молету все же удалось сбросить 2 фугасные бомбы на завод и 3 - на Стахановский поселок. Очередная попытка уничтожить ГАЗ была пред­принята 6 февраля, но заградитель­ный огонь зениток буквально встал намути врага. Надо сказать, во вре­мя налетов с 1 по о февраля фашис­там не удалось нанести сколько-ни­будь серьезный урон промышлен­ным объектам, однако среди граж­данского населения были жертвы: убито 20 и ранено 48 человек.
Вражеские воздушные атаки и ад, сопровождающий их, повторялись с незавидной регулярностью. Ночь с 23 на 24 февраля, 22 и 30 мая... В последних случаях немцы вынужде­ны были сбросить 10 бомб на Стаха­новский поселок и 9 на Соцгород, 13 фугасных авиабомб упали в районе Сормова.
автозавод ГАЗ20 немецких самолетов пытались бомбардировать Горький, Бор и Дзержинск, а также железнодорож­ный узел станции Сортировочная, Стригинский аэродром и 31 мая, и ночью 10 июня. Но с земли их встре­тил мощный заградительный огонь.
Войска ПВО в тот период значи­тельно укреплялись. Для обороны мостов, судов и пристаней были вы­делены канонерские лодки Волж­ской флотилии. С этого времени стали применяться аэростаты воз­душного заграждения. В июне 1942 года Горьковский дивизионный рай­он ПВО был преобразован в корпус­ный. Не достигнув успеха в июнь­ских налетах, немцы отказались от прямых бомбардировочных налетов на объекты в зоне его действия, ограничиваясь разведывательными полетами. И лишь изредка по ночам в ноябре-декабре 42-го с неба на Горький начинал «сыпаться» бомбо­вый «дождь». В ноябре при ночном бомбардировочном налете немцы, кстати, впервые применили освети­тельные бомбы.
Обстановка на фронтах менялась. В мае 1943 года прошла информа­ция о том, что 5-6 июня готовится массированный налет на Москву. На самом деле это был лишь отвлекаю­щий маневр. Разведка не распола­гала на тот момент данными о на­стоящих планах врага. Срочно была усилена противовоздушная оборона столицы, а у нас, в Горьком, насту­пило некоторое ослабление бди­тельности. Длительное отсутствие бомбежек и успешное наступление Красной Армии этому вполне спо­собствовали. На самом деле про­тивник решил раз и навсегда сте­реть Горьковский автозавод с лица земли. Вечером 4 июня 45 двухмо­торных бомбардировщиков «Хейн­кель-111» из эскадрилий -27 -55 поднялись с аэродромов.
На заводе возникло 8 очагов пожаров, было выведено из строя водоснабжение. В результате этих бомбежек погиб 61 человек и 210 было ранено.
Следующей ночью в налете уча­ствовали уже 80 бомбардиров­щиков, 30 достигли цели. Поте­ри в этой воздушной атаке бы­ли куда более серьезными: 90 убитых и 95 раненых. Каза­лось, смертельный дождь, «льющийся» с неба, не кончится никогда.
В ночь с 6 на 7 июня немцы совер­шают третий по счету и наиболее массированный налет на Горький, используя до 160 самолетов «Ю-88» и «Хейнкель-111». И снова - 73 уби­тых и 149 раненых. Следующей но­чью 80 бомбардировщиков вновь появились в зоне ПВО Горького. На этот раз к автозаводу прорвалось только 3 самолета. Ночи с 10 на 11 июня, с 13-го на 14-е, с 21-го на 22-е... Кошмар продолжался. За по­следние три налета было убито 158 человек и ранено 393. Некоторые самолеты с малой высоты поливали сооружения воспламеняющейся жидкостью. Даже жители Сормов­ского района, находившиеся в 13-15 км от автозавода, видели, как ог­ромные огненные струи прорезали ночное небо и обрушивались на кор­пуса ГАЗа.
нижний новгород автозавод газ Именно июньские бомбежки 1943-го стали одной из самых чер­ных автозаводских страниц Великой Отечественной войны. Пустые окон­ные пролеты, горелый кирпич, поко­реженные металлоконструкции... Завод и район после жестоких бом­бардировок практически лежали в руинах, но люди все равно продол­жали трудиться, давая фронту все необходимое. То, что фашисты кру­шили ночью, они восстанавливали днем. После отражения последних налетов немцы отказались от попы­ток разрушить автозавод.
В обороне города и ликвидации последствий воздушных вражеских ударов помогала вся страна. Но и сами горьковчане работали ударны­ми темпами, сделав фактически не­возможное. По прогнозам специа­листов, на восстановление разру­шенного завода должно было уйти несколько лет. Его восстановили за 100 дней и ночей. Уже в июле ГАЗ выполнил производственную про­грамму на 127 процентов. И вряд ли кто-то посмеет сказать, что это не было подвигом.

 
Разместил: ОАО ГАЗ

ФОТОАЛЬБОМЫ
 
Яндекс.Метрика Анализ сайта