Добро пожаловать!


 

Популярные материалы:


логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя
 ГАЗ-АА Чудо-техники начала 30-х |

 

Газ аа горькийТеатр автомобильных действий

Четыре недели прошло с момента пуска завода до начала сборки первых со­ветских грузовиков на глав­ном конвейере. На сводки с театра боевых действий бы­ли похожи ежедневные от­четы о том, как осваивали производственные процес­сы в литейке, рессорном корпусе, цехах моторов, шасси, деревообделочном, прессовом и других подраз­делениях. Рабочие, масте­ра, инженеры осваивали ковкий чугун, изучали стан­ки и машины, штамповку сложнейших деталей. Прак­тикуясь в новом деле и на­бивая «шишки», автозавод­цы в оперативном режиме ликвидировали недоделки.

Приходилось решать про­блемы со смежными пред­приятиями, поставлявшими на молодой автогигант до 40% наименований узлов и деталей. Мало того, что комплектующие и инстру­менты отгружали с опозда­нием, часто качество их не выдерживало никакой кри­тики. Параллельно в Канавине на заводе «Гудок Октя­бря», впоследствии став­шем одним из прародите­лей Павловского автобусно­го завода, шло обучение бу­дущих сборщиков. Совет­ское правительство решило не дожидаться запуска ос­новного производства, и двумя годами ранее в Ниж­нем началась, говоря совре­менным языком, крупноуз­ловая сборка фордовских полуторок АА, служивших прототипами для первых грузовиков ГАЗ. Получен­ный тогда опыт в немалой степени посодействовал за­пуску предприятия, ставше­го впоследствии заводом имени Молотова.

 

Чудо техники

...Рокот станков нарастал с каждым днем. Пятница, 29 января 1932 года, выда­лась по-настоящему волнующей для всех автозаводцев. Начальник участка сбороч­ного цеха Д.Н. Антонов нажал кнопку пуль­та, и по конвейеру медленно поплыла пер­вая рама будущего грузовика, далее мотор и кабина. В 19.15 громкий голос сирены возвестил о рождении первенца. Спустя считанные минуты кисть маляра вывела на кузове: «НАЗ №1».

Вот что рассказывал о тех днях герой Автостроя, комсомолец Виктор Петрович Со­рокин: «Вышел первый автомобиль. Кабина, подножки и кузов у машины были деревян­ные. Фары впереди стояли на подставочках, а не были скрыты в крыло, как на нынешних автомобилях. Тогда крылом был, собствен­но говоря, кусок железа, согнутый - и боль­ше ничего».

Советские конструкторы критически по­дошли к фордовской документации. При­шлось усилить картер сцепления, рулевой механизм, установить воздушный фильтр. Для современников ГАЗ-АА казался настоя­щим чудом техники. Нынешние автоэкспер­ты подтверждают: при всей своей простоте на тот момент грузовик был достаточно со­вершенным автомобилем. Под капотом располагался рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 3,3 литра, водитель мог развивать скорость до 70 км/ч. Деревянная грузовая платформа грузоподъемностью 1500 кг была снабжена тремя открывающи­мися бортами.

За первую смену с конвейера сошло че­тыре полуторки. Около восьми вечера рас­пахнулись ворота механосборочного корпу­са, и газовские первенцы под прицелами фотокорреспондентов городских, краевых и союзных газет выкатили на улицу. На ми­тинг, посвященный знаменательному собы­тию, вышли десятки автозаводцев. Высту­пая перед ними, начальник цеха Герасим Кузьмич Парышев отметил, что НАЗ стал первым в стране предприятием, освоившим конвейерную систему производства. На следующий день в сопровождении предста­вителей автозавода грузовики двинулись в Нижегородский кремль, где проходила 3-я краевая партконференция.

 

Автозавод Газ ААОбгоняя почтенных капиталистов

31 января, как и было предписано планом на первый месяц 1932 года, с конвейера со­шел 25-й грузовик. Предполагалось, что все собранные автомобили железно­дорожным эшелоном уйдут в Москву на XVII партийную конференцию, однако десять машин так и остались на де­фектной площадке. В пять часов вечера 1 февраля колонна авто с маркой «ГАЗ» въе­хала в заснеженный Кремль. От завода на ту конференцию командировали депутата районного Совета Василия Пантелеевича Лысенко - слесаря, происходившего из бед­няцкой семьи. В музее истории ГАЗа до сих пор хранится документ, подтверждающий его делегатские полномочия. Именно этот человек вручил 15 полуторок в подарок партконференции.

С работой наших земляков ознакомился лично генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин. Он отметил, что пуск Ниже­городского автозавода - целая техническая революция, произошедшая в экономике страны. «Мы становимся страной металли­ческой, страной автомобилизации, страной тракторизации. И когда посадим СССР на автомобиль, а мужика на трактор, пусть по­пробуют догнать нас почтенные капиталис­ты, кичащиеся своей «цивилизацией». Мы еще посмотрим, какие из стран можно бу­дет тогда определить в отсталые, а какие в передовые», - говорил тогда вождь народов.

Радостные дни, когда с конвейера сходи­ли первые партии грузовиков, лишь нена­долго разрядили напряженную рабочую ат­мосферу на стремительно набирающем обороты автогиганте. По-прежнему «буксо­вали» смежники. В феврале 1932-го вместо 175 грузовиков, определенных по плану, вы­пустили всего 10. Только на треть удалось выполнить задание в марте. В конце месяца из-за нехватки деталей и узлов конвейер и вовсе остановился. Немало труда еще толь­ко предстояло вложить в обучение трудя­щихся. Большая часть (54%) рабочих при­шла из деревни, и ни профессионально, ни психологически не была подготовлена к за­водскому труду. Если вы заглянете в книгу, посвященную 80-летию

наглядно показывающий условия тех дней. В кадре на фоне заводского конвейера за­печатлен сборщик в... лаптях. Могли ли представить наши прадеды, как разительно изменятся корпуса автозавода к началу XXI века!

 

Высота за высотой

Тем не менее события, происходившие суровой зимой 1931-1932 годов, навсегда вписаны золотыми буквами в историю на­шей компании. Спустя несколько месяцев на легендарную полуторку начали устанав­ливать цельнометаллические кабины. В де­кабре того же года началась сборка легко­вого автомобиля с открытым 5-местным кузовом «фаэтон». Уже в 1933-м ГАЗ при производстве модели АА смог перейти на исключительно отечественные компонен­ты. Незадолго до этого на заводе собрали первый автобус служебного пользования. Словом, как и в наши дни, тогда горьковча­не брали новые высоты чуть ли не каждый месяц.

С изготовлением первой тысячи ГАЗ-АА было решено проверить надежность и вы­носливость машин. С этой целью организо­вали автопробег протяженностью около трех тысяч километров по маршруту Ниж­ний Новгород - Москва - Ленинград - Псков - Витебск - Смоленск - Москва - Нижний Новгород. В нем участвовало 11 автомоби­лей. Пробег, проходивший в жару и сушь, стартовал 4 июля и завершился 22-го. Ма­шины показали себя достойно, произошло лишь три поломки рессор, несколько засо­рений бензопровода и проколов шин.

...О том, где побывали первые 15 грузови­ков, подаренных XVII партийной конферен­ции, остается только догадываться. Однако бесспорно то, что с пуском ГАЗа производ­ство автомобилей, остававшееся в чуть ли не кустарным занятием, встало на промышленные рельсы. Выпуск машин по итогам первой пятилетки вырос на рекордные 3000%. Первое награждение участников Автостроя состоялось в 1934 году: ордена Советского Союза вручили 24 работникам ГАЗа и 7 строителям. Будучи самым массовым в середине XX века грузовиком модель АА на себе вытянула индустриализацию и тяготы Великой Отечественной войны. В знак благодарности сохранившиеся экземпляры автомобиля-труженика в< многих городах установлены на постаменты. Но главный памятник находится все же Нижнем Новгороде - около Главной проход ной ГАЗа. С днем рождения, легендарна полуторка!


 
Разместил: ОАО ГАЗ

ФОТОАЛЬБОМЫ
 
Яндекс.Метрика Анализ сайта