Добро пожаловать!


 

Популярные материалы:


логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя
 Чудо техники |

Чудо техники

GAZAA...Рокот станков нарастал с каждым днем. Пятница, 29 января 1932 года, выда­лась по-настоящему волнующей для всех автозаводцев. Начальник участка сбороч­ного цеха Д.Н. Антонов нажал кнопку пуль­та, и по конвейеру медленно поплыла пер­вая рама будущего грузовика, далее мотор и кабина. В 19.15 громкий голос сирены возвестил о рождении первенца. Спустя считанные минуты кисть маляра вывела на кузове: «ГАЗ №1».

Вот что рассказывал о тех днях герой Автостроя, комсомолец Виктор Петрович Со­рокин: «Вышел первый автомобиль. Кабина, подножки и кузов у машины были деревян­ные. Фары впереди стояли на подставочках, а не были скрыты в крыло, как на нынешних автомобилях. Тогда крылом был, собствен­но говоря, кусок железа, согнутый - и боль­ше ничего».

Советские конструкторы критически по­дошли к фордовской документации. При­шлось усилить картер сцепления, рулевой механизм, установить воздушный фильтр. Для современников ГАЗ-АА казался настоя­щим чудом техники. Нынешние автоэкспер­ты подтверждают: при всей своей простоте на тот момент грузовик был достаточно со­вершенным автомобилем. Под капотом располагался рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 3,3 литра, водитель мог развивать скорость до 70 км/ч. Деревянная грузовая платформа грузоподъемностью 1500 кг была снабжена тремя открывающи­мися бортами.

За первую смену с конвейера сошло че­тыре полуторки. Около восьми вечера рас­пахнулись ворота механосборочного корпу­са, и газовские первенцы под прицелами фотокорреспондентов городских, краевых и союзных газет выкатили на улицу. На ми­тинг, посвященный знаменательному собы­тию, вышли десятки автозаводцев. Высту­пая перед ними, начальник цеха Герасим Кузьмич Парышев отметил, что ГАЗ стал первым в стране предприятием, освоившим конвейерную систему производства. На следующей день в сопровождении предста­вителей автозавода грузовики двинулись в Нижегородский кремль, где проходила 3-я краевая партконференция.

 

Обгоняя почтенных капиталистов

31 января, как и было предписано планом на первый месяц 1932 года, с конвейера со­шел 25-й грузовик. Предполагалось, что все собранные автомобили железно­дорожным эшелоном уйдут в Москву на XVII партийную конференцию. однако десять машин так и остались на де­фектной площадке. В пять часов вечера 1 февраля колонна авто с маркой «ГАЗ» въе­хала в заснеженный Кремль. От завода на ту конференцию командировали депутата районного Совета Василия Пантелеевича Лысенко - слесаря, происходившего из бед­няцкой семьи. В музее истории ГАЗа до сих пор хранится документ, подтверждающий его делегатские полномочия. Именно этот человек вручил 15 полуторок в подарок партконференции.

С работой наших земляков ознакомился лично генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин. Он отметил, что пуск Ниже­городского автозавода - целая техническая революция, произошедшая в экономике страны. «Мы становимся страной металли­ческой, страной автомобилизации, страной тракторизации. И когда посадим СССР на автомобиль, а мужика на трактор, пусть по­пробуют догнать нас почтенные капиталис­ты, кичащиеся своей «цивилизацией». Мы еще посмотрим, какие из стран можно бу­дет тогда определить в отсталые, а какие в передовые», - говорил тогда вождь народов.

Радостные дни, когда с конвейера сходи­ли первые партии грузовиков, лишь нена­долго разрядили напряженную рабочую ат­мосферу на стремительно набирающем обороты автогиганте. По-прежнему «буксо­вали» смежники. В феврале 1932-го вместо 175 грузовиков, определенных по плану, вы­пустили всего 10. Только на треть удалось выполнить задание в марте. В конце месяца , из-за нехватки деталей и узлов конвейер и ' вовсе остановился. Немало труда еще толь­ко предстояло вложить в обучение трудя­щихся. Большая часть (54%) рабочих при­шла из деревни, и ни профессионально, ни психологически не была подготовлена к за­водскому труду. Если вы заглянете в книгу, посвященную 80-летию ГА-

наглядно показывающий условия тех дней. В кадре на фоне заводского конвейера за­печатлен сборщик в... лаптях. Могли ли представить наши прадеды, как разительно изменятся корпуса автозавода к началу XXI века!

 

Высота за высотой

Тем не менее события, происходившие суровой зимой 1931-1932 годов, навсегда вписаны золотыми буквами в историю на­шей компании. Спустя несколько месяцев на легендарную полуторку начали устанав­ливать цельнометаллические кабины. В де­кабре того же года началась сборка легко­вого автомобиля с открытым 5-местным кузовом «фаэтон». Уже в 1933-м ГАЗ при производстве модели АА смог перейти на исключительно отечественные компонен­ты. Незадолго до этого на заводе собрали первый автобус служебного пользования. Словом, как и в наши дни, тогда горьковча­не брали новые высоты чуть ли не каждый месяц.

С изготовлением первой тысячи ГАЗ-АА было решено проверить надежность и вы­носливость машин. С этой целью организо­вали автопробег протяженностью около трех тысяч километров по маршруту Ниж­ний Новгород - Москва - Ленинград - Псков - Витебск - Смоленск - Москва - Нижний Новгород. В нем участвовало 11 автомоби­лей. Пробег, проходивший в жару и сушь, стартовал 4 июля и завершился 22-го. Ма­шины показали себя достойно, произошло лишь три поломки рессор, несколько засо­рений бензопровода и проколов шин.

...О том, где побывали первые 15 грузови­ков, подаренных XVII партийной конферен­ции, остается только догадываться. Однако бесспорно то, что с пуском ГАЗа производ­ство автомобилей, остававшееся в СССР чуть ли не кустарным занятием, встало на промышленные рельсы. Выпуск машин по итогам первой пятилетки вырос на рекорд­ные 3000%. Первое награждение участни­ков Автостроя состоялось в 1934 году: ор­дена Советского Союза вручили 24 работ­никам ГАЗа и 7 строителям. Будучи самым массовым в середине XX века грузовиком, модель АА на себе вытянула индустриали­зацию и тяготы Великой Отечественной войны. В знак благодарности сохранившие­ся экземпляры автомобиля-труженика во многих городах установлены на постамен­ты. Но главный памятник находится все же в Нижнем Новгороде - около Главной проход­ной ГАЗа. С днем рождения, легендарная полуторка! С днем рождения, автозавод!

 

 

Автор: Максим КАРПУХИН.

• Фото из архива объединенного инженерного центра, музея истории ОАО «ГАЗ», а также Артема СЕМЕНОВА.

Редакция выражает признательность

директору музея истории ОАО «ГАЗ» Наталье Витальевне Колесниковой


 
Разместил: ОАО ГАЗ

ФОТОАЛЬБОМЫ
 
Яндекс.Метрика Анализ сайта