Добро пожаловать!


 

Популярные материалы:


логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя
 В период коммунистического строительства |

московский вокзал

В сентябре 1958 года Пленум ЦК КПСС принял постановле­ние о созыве внеочередного XXI съезда КПСС. Передовые кол­лективы, следуя хорошей традиции, брали в честь предстоящего съезда повышенные обязательства. Автозаводцы первыми в г. Горьком и области обязались досрочно выполнить годовую программу 1958 года и дать сверх плана высококачественной продукции на 150 млн. рублей, выпустить к открытию съезда первую партию новых комфортабельных автомобилей «Чайка».

Инициативу автомобилестроителей быстро подхватили дру­гие коллективы города. Когда открылся XXI съезд КПСС, в его адрес поступила телеграмма от сормовичей, обязавшихся в 1959 году дать сверх плана 2000 тонн стали и 2000 тонн про­ката, снизить себестоимость товарной продукции на 10% против себестоимости 1958 года.

Вместе со всем советским народом горьковчане единодушно одобрили утвержденные XXI съездом партии контрольные циф­ры семилетнего плана развития народного хозяйства.

Советские люди с новой энергией взялись за выполнение пла­на великих работ. Родилась новая форма всенародного соревно­вания— движение за коммунистический труд.

В г. Горьком инициаторами движения за коммунистический труд были комсомольцы и молодежь участка изготовления автомобильных клапанов кузнечного корпуса Горьковского ав­тозавода, бригада монтажников цеха № 25 телевизионного за­вода им. Ленина, бригада прокатчиков среднесортного стана завода «Красное Сормово». Вслед за ними бригады коммуни­стического труда стали возникать и на других предприятиях.

В начале декабря 1958 года состоялся областной слет участ­ников соревнования за коммунистический труд, созванный об­комом и горкомом КПСС, облсовпрофом, обкомом ВЛКСМ и совнархозом. «Работать, жить и учиться по-коммунистически - вот наш девиз»,— заявили участники слета.

Развернув соревнование в честь XXI съезда КПСС, коллек­тивы промышленных предприятий г. Горького и области досроч­но выполнили государственный план 1958 года и дополнительно изготовили различной продукции более чем на 1 млрд. рублен.

В массовом походе за механизацию и автоматизацию про­изводства ценную инициативу проявил коллектив плавильного участка литейного цеха ковкого чугуна автозавода во главе с коммунистом М. П. Луковниковым, лауреатом Государствен­ной премии.

Почин автозаводцев вызвал живейший отклик на всех горь­ковских предприятиях.

На основе широко развернувшегося соревнования промыш­ленные предприятия г. Горького и области досрочно выполнили план первого года семилетки. Прирост продукции составил за год 10% вместо запланированных 8,2%. Много было изготовле­но новых видов машин, механизмов, аппаратов и приборов.

Сормовичи вслед за 65-местной «Ракетой», построенном в 1957 году, создали в 1960-м 150-местный «Метеор», а в 1961-м по конструкции Р. Е. Алексеева был построен уже 300-местный корабль на подводных крыльях, названный «Спутником». Его скорость достигла 70 км в час. В 1962 году работникам завода «Красное Сормово»—Р. Е. Алексееву, Н. А. Зайцеву, Б. А. Зобнину, А. И. Москалину,  Г. В. Сушину, И. М. Шапкину и В. Г Полуэктову — была присуждена Ленинская премия за создание скоростных пассажирских судов на подводных крыльях.

Сормовичи построили для Каспия уникальный железнодо­рожный паром по проекту, разработанному группой конструкт ров во главе с А. С. Рачковым. Длина парома 134 и ширина 18 метров, * дизель-электрический двигатель мощностью в 7200 л. с. обеспечивает ему скорость до 30 км в час1.

Новые трудовые победы были одержаны сормовичами в пер­вом же году после XXI съезда КПСС. Они построили  морской теплоход на подводных крыльях «Вихрь», 30-местный речной теплоход-автобус «Чайка» для мелководных рок Проектная скорость этого судна на подводных крыльях 90 100 км в час. В 1962 году сормовичи создали для Каспия новым, крупнейший в мире железнодорожный паром «Советский Азер­байджан» большой грузоподъемности. На нижней палубе этого гиганта свободно размещаются десятки вагонов, его удобные комфортабельные каюты вмещают 300 пассажиров. Накатка ва­гонов на паром занимает всего 25 минут. Паром значительно сокращает пробег вагонов, облегчает и упрощает грузовые опе­рации в двух крупных портах — Баку и Красноводске.

Новыми трудовыми подарками встретили горьковчане XXII съезд КПСС. За несколько месяцев до съезда по инициативе автомобилестроителей и сормовичей на всех предприятиях г. Горького развернулось предсъездовское социалистическое со­ревнование. Состоявшаяся в начале сентября 1961 года XIV Горьковская городская партийная конференция единодушно одобрила проекты новой Программы и Устава КПСС. Делегаты конференции сообщили Центральному Комитету партии, что коллективы предприятий города с честью выполнили предсъез­довские обязательства. За 8 месяцев 1961 года только по 20 ве­дущим предприятиям было получено 4,3 млн. рублей сверхпла­новой экономии. Производство валовой продукции по сравне­нию с соответствующим периодом 1960 года возросло на 8,8%.На предприятиях города за это время было создано 75 ком­плексно-механизированных и автоматизированных участков и цехов, введено в действие 200 автоматических и поточных ли­ний, модернизировано 4400 станков, механизмов и другого обо­рудования.

После XXI съезда КПСС коллективы промышленных пред­приятий города освоили выпуск около 1200.новых видов про­дукции.

В день открытия XXII съезда ЦК КПСС и Совет Министров СССР поздравили трудящихся г. Горького и Горьковской области с успешным выполнением предсъездовских обязательств.

стройки коммунизма горький После съезда соревнование разгорелось с новой силой. Если накануне съезда в движении за коммунистический труд участ­вовало около 300 тыс. горьковчан, то к концу 1961 года — 320 тыс. Звание коллективов коммунистического труда в горо­де было присвоено 27 цехам, 270 участкам и сменам, 1761 брига­де. К этому времени на предприятиях города работало более 150 общественных бюро, объединявших до 2000 инженеров, тех­ников и новаторов производства. Действовало 30 советов нова­торов, в составе которых имелось 110 производственно-техниче­ских секций по профессиям. В 190 заводских и 509 цеховых ко­миссиях содействия техническому прогрессу работали более 3300 специалистов и около 2000 рабочих. Более 100 тыс. рабо­чих, инженерно-технических работников и служащих участвова­ли в работе общезаводских и цеховых постоянно действующих производственных совещаний.

Соревнование вышло далеко за пределы города. Давно уже соревновались между собой автозаводцы Горького и Москвы, Сормовского и Николаевского судостроительных заводов и ряда других предприятий. В 1959 году в борьбу за досрочное выпол­нение семилетнего плана вступили Горьковская, Кировская и Куйбышевская области, а также города Горький и Куйбышев. Вот уже на протяжении многих лет растет и крепнет дружба двух волжских городов.

Соревнование за коммунистический труд отмечалось даль­нейшим улучшением качественных показателей. После XXII съез­да КПСС в газете «Советская Россия» за 21 ноября 1961 года было опубликовано обращение горьковских автомобилестрои­телей к работникам промышленности Российской Федерации. Авторы обращения, рассказав о первых шагах автозаводцев в борьбе за экономию и бережливость, о резервах производства, призывали развернуть поход за экономию и бережливость под лозунгом: «Больше продукции, меньше затрат».

В 1961 году началась деятельная подготовка к реконструкции Горьковского автомобильного завода. А это, в свою очередь, привело к дальнейшему развитию Заволжского моторного за­вода.

В 1961 году начался серийный выпуск новых грузовых ав­томашин ГАЭ-53Ф и ГАЗ-52. В 1963 году из сборочного цеха вы­шла первая партия грузовых автомобилей ГАЗ-66 новой конст­рукции, отличавшихся повышенной проходимостью. Эта маши­на в ноябре 1969 года была удостоена Государственного знака качества2.

Многие рабочие, техники и инженеры успешно работали в области рационализации и изобретательства, что способство­вало повышению производительности труда. Так, начальник ли­тейного корпуса серого чугуна Б. П. Платонов вместе с сотруд­никами Московского научно-исследовательского института раз­работал автоматическую прессоформовочную линию. Если раньше 8 рабочих на обычной машинной формовке выпускали за один час лишь 80 форм, то на новой линии один рабочий де­лает за час 220 форм. Б. П. Платонову и ряду работников инсти­тута в апреле 1965 года была присуждена Ленинская премия.

В эти годы на всех ведущих предприятиях внедрялась но­вая техника. В 1962 году была построена установка непрерыв­ной разливки стали и на металлургическом заводе. Но эта ус­тановка по сравнению с сормовской является более усовершен­ствованной, на ней освоено производство уже 8 марок сталей — конструкционной, инструментальной и других.

В конце 1962 года в Сормове состоялась закладка нового крылатого теплохода, рассчитанного на 150 мест. Проект был разработан коллективом ЦКБ судов на подводных крыльях. Скорость крылатого газотурб'охода свыше 100 км в час.

Станкозаводцы разработали в 1961 году серию продольных станков одиннадцати видоизменений, выпустили партию модер­низированных карусельно-фрезерных станков, обрабатывающих детали непрерывным фрезерованием. Завод «Двигатель револю­ции» начал серийный выпуск дизеля с газотурбинным наддувом и автоматизированным управлением.

метеор сормово горький Подарком для горьковчан в годы семилетки явилась элект­рификация железной дороги от г. Горького до г. Заволжья. Важнейшим событием было также завершение в 1962 году элек­трификации железной дороги Горький — Москва. В декабре этого же года электровозы пошли на север области — в Шахунью.

В июне 1964 года была одержана новая большая победа. В строй вступила единая глубоководная система Волго-Балт, соединившая основные внутренние водные пути Европейской части СССР. С вступлением в строй этой системы г. Горький стал портом пяти морей — Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного.

Огромное значение имел пуск в 1960 году газопровода Сара­тов— Горький. Если в 1958 году только один автозавод пользо­вался газом, то в начале 1962 года на дешевое голубое топливо перешло уже более 40 предприятий.

Начавшаяся на автозаводе реконструкция увеличивала его производственные мощности. Так, почти вдвое выросла мощ­ность ТЭЦ, строились новые цехи, была расширена водонапор­ная башня, благодаря чему значительно увеличилась подача воды для бытовых нужд.

Развернулось капитальное строительство в ряде районов го­рода. В 1964 году на берегу Волги, у площади им. Маркина, вступил в строй новый речной вокзал. В конце 1965 года откры­лось движение по новому Молитовскому мосту через Оку, пассажиры получили авиационный и железнодорожный вокзалы. Были сданы в эксплуатацию Дворец спорта, гостиница «Ниже­городская», первая очередь автозаводской больницы на 300 ко­ек, водоочистных сооружений в Сормове.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 декабря 1965 года за успехи, достигнутые трудящимися в хозяйственном и культурном строительстве, Горьковская область была на­граждена орденом Ленина. Эта высокая оценка в равной степе­ни относилась как к рабочему классу, так и ко всем трудящим­ся г. Горького и области, внесшим значительный вклад в вы­полнение семилетнего плана.

Состоявшийся 29 марта — 8 апреля 1966 года XXIII съезд КПСС утвердил Директивы по пятилетнему плану развития на­родного хозяйства. Собрание партактива г. Горького и области 15 апреля 1966 года обсудило и одобрило решения XXIII съез­да партии.

Один за другим коллективы горьковских предприятий бра­ли на себя повышенные обязательства. Бюро Горьковского об­кома КПСС одобрило инициативу коллективов — автомобильно­го завода, «Красного Сормова», «Двигателя революции», фре­зерных станков, им. М. Воробьева, производственного объединения «Маяк» и домостроительного комбината по достойной встрече 50-й годовщины Великого Октября и поддержало их призыв ко всем рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим о широком развертывании соревнования в честь великой даты.

Соревнование трудящихся посто­янно выдвигало новые проблемы, вдохновляло на смелые творческие поиски. На автозаводе была созда­на первая в стране типовая автома­тическая линия в литейном произ­водстве. Другим крупным техниче­ским усовершенствованием, внедрен­ным на автозаводе, была горячая накатка модульных зубчатых колес.

Для этого была создана первая в ав­томобильной промышленности С. Н. Кузнецова полуавтоматическая линия из мощных прокатных станов. Благодаря этой установке сократился расход стального проката, значительно поднялась надежность и долговечность изделий, снизилась тру­доемкость в их изготовлении, повысилась культура производства. Крупный вклад в технический прогресс работников автозавода был высоко оценен партией и правительством. В апреле 1966 года инженерам-коммунистам В. И. Зильбербергу, И. И. Киселе­ву и К. Л. Раскину была присуждена Ленинская премия5.

В августе 1966 года Президиум Верховного Совета СССР за достигнутые успехи в выполнении заданий семилетнего пла­на присвоил звание Героя Социалистического Труда ряду ра­ботников предприятий машиностроения. Среди них этого высо­кого звания были удостоены горьковские автомобилестроите­ли— директор автозавода И. И. Киселев, слесарь по наладке штампов А. И. Косицын и бригадир вальцовщиков колесного цеха И. С. Пермяков. Большая группа работников была на­граждена орденом Ленина и другими орденами и медалями.

На автозаводе трудится большой отряд женщин, среди кото­рых много замечательных новаторов, подлинных героев труда. Далеко за пределами области известно имя стерженщицы ли­тейного цеха ГАЗа коммунистки С. Н. Кузнецовой. За образцо­вую и самоотверженную работу ей в марте 1960 года было при­своено звание Героя Социалистического Труда. Достойно оценивалась трудовая деятельность коллективов предприятий г. Горького. Производственное объединение «Ма­як» первым в области перешло на прямые связи с магазинами. Взятые обязательства швейники выполняли успешно. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1966 года за досрочное выполнение семилетнего плана и успехи, достигну­тые в освоении выпуска швейных изделий из тканей с примене­нием синтетических волокон, объединение «Маяк» было награж­дено орденом Трудового Красного Знамени.

 В июле 1969 года Указом Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР группа сормовичей была награждена Почетными грамотами за участие в создании кранового судна «Кёр-Оглы».

13 января 1967 года в г. Горький прибыл Генеральный сек­ретарь ЦК КПСС, член Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев. От имени ЦК КПСС, Президиума Верховного Со­вета СССР и Советского правительства он поздравил горьковчан с заслуженной наградой и прикрепил орден Ленина к знамени Горьковской области.

К 50-летию Великого Октября во всех отраслях экономики и культуры страны подводились итоги работы. За 50 лет Со­ветской власти выпуск промышленной продукции возрос в це­лом по области более чем в 180, а по г. Горькому — в 340 раз. В городе возникли новые отрасли индустрии, как-то: автострое­ние, станкостроение, приборостроение и другие. Из старых отраслей после коренной реконструкции и модернизации широкое развитие получили судостроение, дизелестроение, различные ви­ды металлообработки, черная металлургия, широкий размах по­лучила электрификация.

Вопросы повышения качества выпускаемых изделий, особен­но в связи с переходом на новые условия планирования и экономического стимулирования, не сходили с повестки дня партийных и хозяйственных органов. В г. Горьком появилась первая в стра­не служба надежности (КАНАРСПИ — качество, надежность, ресурс с первого изделия), внедренная на многих машинострои­тельных заводах. Были достигнуты определенные успехи и в по­вышении качества продукции. Так, две марки дизелей завода «Двигатель революции» в 1967 году были подготовлены для ат­тестации на Государственный знак качества. В полтора раза увеличился гарантийный срок службы станков. Гарантийный пробег автомобиля «Волга» был доведен до 200 тыс. километров. Значительная часть продукции швейных производственных объ­единений «Восход» и «Маяк» изготовлялась на уровне лучших образцов.

Не случайно в г. Горьком в июне 1967 года было проведено Всесоюзное совещание служб надежности, в котором участвова­ло более тысячи представителей от многих республик, краев и областей страны. Совещание открыл первый заместитель пред­седателя Комитета стандартов И. И. Новиков. На совещании с докладом о повышении качества продукции на горьковских предприятиях выступил первый секретарь Горьковского горко­ма КПСС Н. И. Масленников (ныне первый секретарь обкома партии). Об опыте работы по повышению надежности и долго­вечности продукции автозавода доклад сделал главный инженер Ф. А. Чинченко, о службе надежности и КАНАРСПИ — главный инженер авиационного завода им. Орджоникидзе Т. Ф. Сейфи,. о повышении качества и надежности телевизоров — директор те­левизионного завода им. В. И. Ленина Герой Социалистического Труда В. К. Мошков и другие..

газ коммунизм горький Эти годы характеризуются увеличением жилищного и куль­турно-бытового строительства. На Автозаводе вырос Соцгород, совершенно изменился облик Сормова, Канавина, Приокского района (Мыза). Только в послевоенный период (1946—1966 гг.) на жилищное строительство в городе Горьком и области израс­ходовано около 1 миллиарда рублей.

Советские люди готовились достойно встретить 100-летие со дня рождения В. И. Ленина.

Сразу же после постановления ЦК КПСС «О подготовке к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина» в местных газетах были опубликованы планы мероприятий Горьковской городской парторганизации, принятые IV пленумом горкома КПСС. В об­ласти промышленности ставилась задача — обеспечить выпол­нение обязательств в честь 100-летнего юбилея В. И. Ленина и досрочно завершить пятилетний план к 7 ноября 1970 года. На каждом предприятии вести борьбу за присвоение лучшим образцам продукции Государственного знака качества.

По коммунально-бытовому обслуживанию населения, рекон­струкции и благоустройству города обязательствами намеча­лось осуществить комплекс работ по сооружению центральной площади, ряда проспектов и улиц. В обязательствах предусмат­ривалось также проведение большого количества массово-поли­тических и культурно-воспитательных мероприятий8.

Взятые в честь Ленинского юбилея обязательства явились новым стимулом для повышения политической и трудовой актив­ности горьковчан. Расширился фронт соревнования под девиза­ми: «В борьбе за досрочное выполнение пятилетки — ни одного от­стающего рядом!», «Каждого — на передовой рубеж!», «Поста­вить все резервы на службу пятилетки!», «Честь коллектива — твоя рабочая честь!», «Рабочая совесть — лучший контролер!».

Встав на ленинскую трудовую вахту, горьковчане с хороши­ми показателями закончили третий год пятилетки. По объему промышленной продукции план 1968 года был выполнен на 102%, годовой прирост составил 9,2%- Успешно были выполне­ны обязательства и в четвертом, решающем году пятилетки. За 4 года и 3 месяца пятилетки, к Ленинскому юбилею, горьков­чане дали Родине различной продукции на 250 млн. рублей сверх плана, в том числе 50,8 тыс. тонн стали, 70,5 тыс. тонн проката и другой продукции.

За достижение высоких показателей в социалистическом со­ревновании в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина Центральный Комитет КПСС, Президиум Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР и ВЦСПС, Президиум Верховно­го Совета РСФСР, Совет Министров РСФСР и ВЦСПС награди­ли 19 передовых предприятий и организаций г. Горького Ленин­скими Почетными грамотами. За ударную работу 30 производст­венных коллективов удостоились Почетных дипломов обкома КПСС, облисполкома и облсовпрофа, а 36 предприятий, органи­заций и учреждений — Почетных дипломов горкома КПСС и гор­исполкома. Более 80 тысяч горьковчан были награждены юби­лейными медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100- летия со дня рождения В. И. Ленина».

Застрельщиками соревнования, как всегда, были наши про­славленные земляки — Герои Социалистического Труда: на ав­тозаводе— стерженщица С. Н. Кузнецова, слесарь А. И. Косицын, бригадир вальцовщиков И. С. Пермяков, на «Красном Сор­мове»— бригадир электросварщиков В. В. Пайщиков, бригади­ры судосборщиков С. Н. Бодров и А. П. Удалов, на авиационном заводе — член Президиума Верховного Совета СССР токарь- расточник С. С. Цецегов.

Во Всесоюзном коммунистическом субботнике 11 апреля 1970 года приняли участие 800 тыс. горьковчан, из них более 500 тыс. трудились на своих рабочих местах.

новый мостВ подготовке к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина пар­тийные, советские, профсоюзные, комсомольские организации проводили большую массово-политическую работу. В г. Горь­ком было организовано более тысячи Ленинских чтений, кото­рые посетило почти 95 тыс. горьковчан.

Лучший способ отметить Ленинский юбилей,— указывал ЦК КПСС,— это сосредоточить внимание на осуществлении пла­нов хозяйственного и культурного строительства. Декабрьский (1969 г.) Пленум ЦК КПСС выдвинул ключевую задачу — по­вышение эффективности общественного производства.

ЦК КПСС в специальном постановлении отметил ценный экс­перимент Щекинского химкомбината Тульской области. Этот опыт успешно стал осуществляться еще в 1969 году коллективом Чернореченского химкомбината г. Дзержинска. Инициатива чернореченцев нашла поддержку на горьковских заводах «Двига­тель революции», станкостроительном, им. М. Воробьева, «Красный якорь» и других. Значительный вклад в технический про­гресс делают коллективы автомобильного завода, «Красного Сормова», им. Орджоникидзе, телевизионного им. Ленина, «Красной Этны», им. Петровского, металлургического и других предприятий.

В. И. Ленин завещал партии проявлять постоянную забо­ту о благосостоянии трудящихся. Только с 1967 года по март

1969     горьковчане получили 800 тыс. квадратных метров в благо­устроенных домах, в которых справили новоселье 24 800 семей.

В 1970 году жилой фонд города составил более 7800 тыс. кв. метров — это в 7 с лишним раз больше, чем в дореволюционном Нижнем Новгороде. За 1967—1968 годы построено 68 коопера­тивных домов площадью 172 тыс. кв. метров. Почти 12 млн. руб­лей затрачено за эти два года на капитальный и текущий ремонт жилого фонда.

Водопроводные магистрали увеличились за это время на 68,4 километра. Среди них — магистральный водовод Слуда — Щербинки, ул. Циолковского — Московское шоссе, проспект Ле­нина— Московское шоссе, ул. Лядова — площадь Минина и По­жарского и другие. Суточное потребление воды на душу населения увеличилось к началу 1969 года до 198 литров против 170,5 литра в 1966 году.

Природный газ дополнительно стали получать 39 400 квартир и 154 котельные. К апрелю 1969 года в городе получали газ 171 600 квартир, то есть почти каждые 7 из 10 жителей поль­зуются природным газом. Вновь построенные и отремонтирован­ные за два года дороги составили 3784 тыс. кв. метров. В их числе магистраль проспект Гагарина от поселка Караваиха до сельхозинститута, скоростная 10-километровая автомагист­раль Комсомольское шоссе, улицы Гастелло, Дружбы, Чаада­ева, Гужевая, Нартова и многие другие.

За эти два года открыто вновь 70 магазинов на 172 рабочих места и 59 предприятий общественного питания на 6 610 поса­дочных мест. Товарооборот за 1968 год увеличился на 60 млн. рублей.

сормово улица юбилейнаяЗначительно возросла продажа населению продовольствен­ных и промышленных товаров.

Только за счет средств местных Советов в городе построено 8 общеобразовательных школ на 10 360 мест. В детских учреж­дениях количество мест увеличилось на 6400. К апрелю 1969 года в г. Горьком было 483 детских учреждения на 54 830 мест На примере г. Горького ярко видна постоянная забота пар­тии и правительства об охране здоровья трудящихся. В годы семилетки число больничных коек увеличилось на 8350, было открыто 35 поликлиник, консультаций, амбулаторий, 146 здрав­пунктов, 8 аптек. Так, если в 1961 году государственные ассиг­нования на здравоохранение в г. Горьком составили по город­скому бюджету 20 млн. 685 тыс. рублей, то в 1966 году они воз­росли уже до 29 млн. 100 тыс. рублей. В городе имеется 230 медицинских учреждений, в том числе 42 больницы, 9 диспансе­ров, 7 родильных домов, 3 детских санатория, 71 поликлиника, 8 молочных кухонь.

За три последних года семилетки вступили в строй: в Авто­заводском районе — комплекс больницы № 40 на 500 коек с по­ликлиникой на 750 посещений в смену; в Сормовском районе — 3 поликлиники; в Канавинском — 2 поликлиники для взрослых и 1 большая стоматологическая поликлиника, детская поликли­ника, медико-санитарная часть, женская консультация; в Ленин­ском районе — реконструирован роддом на 250 мест и построена новая поликлиника.

К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина в Канавине, на бе­регу Оки, открыта первая очередь площади его имени. Площадь Ленина — ударная стройка, над которой шефствует городская комсомольская организация.

В центре площади воздвигнут величественный памятник Вла­димиру Ильичу Ленину.

Город Горький — один из крупнейших научных центров стра­ны. В его 10 вузах, многих научно-исследовательских институтах и лабораториях трудится большой отряд ученых, вносящих зна­чительный вклад в развитие советской науки. Далеко за преде­лами нашей страны известно имя академика, профессора Горь­ковского университета, крупного советского химика Г. А. Разуваева. За выдающиеся научные исследования в области хи­мии, за прочную связь науки с производством ему в 1958 году присуждена Ленинская премия, а в 1969-м присвоено звание Ге­роя Социалистического Труда. В 1968 году действительным членом Академии наук СССР был избран профессор университета А. В. Гапонов-Грехов. За большие научные результаты ему в 1967 году была присуждена Государственная премия.

Большую и плодотворную научную работу ведет заведующий кафедрой неорганической химии профессор Горьковского уни­верситета Г. Г. Девятых. Он активный общественный деятель,, возглавляет областное отделение общества «Знание». В 1968 году Г. Г. Девятых был избран членом-корреспондентом Академик наук СССР.

Значительные успехи достигнуты в городе и в развитии меди­цинской науки. Заведующий кафедрой госпитальной хирургии Горьковского медицинского института имени С. М. Кирова про­фессор Б. А. Королев широко известен не только в городе и области, но во всей стране и за ее пределами. Его блестящие опе­рации на сердце, смелые новаторские поиски в области хирургии принесли ему заслуженную славу. Профессор Б. А. Королев из­бирался депутатом Верховного Совета СССР двух созывов, чле­ном областного комитета КПСС. В феврале 1969 года Б. А. Ко­ролев избран действительным членом Академии медицинских на­ук СССР.

За плодотворную научную работу в области медицины избра­ны членами-корреспондентами Академии медицинских наук СССР профессора Горьковского медицинского института И. И. Беляев и Н. Ю. Беленков.

Большую научную работу ведут член-корреспондент Акаде­мии наук СССР В. С. Троицкий, член-корреспондент Академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина профессор Горьков­ского университета А. Н. Мельниченко, профессор института ин­женеров водного транспорта М. И. Волский и другие.

Важный вклад в разработку новых типов машин внесли вид­ные ученые и изобретатели И. И. Африкантов, А. Д. Просвирнин, А, Ф. Николаев. За создание буровых машин, работающих в ус­ловиях вечной мерзлоты, профессор политехнического института А. Ф. Николаев награжден памятной медалью в честь 150-летия

открытия Антарктиды. В 1970 году группе горьковских инженеров-строителей была присуждена Государст­венная премия за разработку и вне­дрение механизированного способа производства стеклопрофилита и применение его в строительстве.

Достигнуты определенные успе­хи также и в области общественных наук. Научными работниками, пре­подавателями кафедр общественных наук вузов города написаны два то­ма очерков истории Горьковской ор­ганизации КПСС, которые вышли в местном издательстве. К 50-летию Советской власти Волго-Вятским книжным издательством выпущен большой коллективный труд «Годы великого строительства», посвящен­ный истории социалистического строительства в городе и области.

кремльЗначительная работа ведется по созданию истории фабрик и заводов. Написаны и опубликованы коллек­тивные труды по истории заводов — автомобильного, «Красного Сормо­ва», металлургического. Опублико­ван ряд монографий и научных сборников, посвященных актуальным проблемам философской, экономи­ческой, педагогической, филологиче­ской и других наук.

Город Горький, носящий имя ве­ликого пролетарского писателя, яв­ляется одним из крупных культур­ных центров нашей страны. С осо­бой гордостью горьковчане вместе со всей страной отмечали в марте

1970  года 100-летие со дня рожде­ния Алексея Максимовича Горького, которого В. И. Ленин называл гро­мадным художественным талантом.

Столетие со дня рождения вели­кого пролетарского писателя превратилось во всенародное торжество, имевшее большое идейно-­воспитательное значение. В Литературном музее А. М. Горь­кого была открыта экспозиция на тему «В. И. Ленин и А. М. Горь­кий». Во дворцах, клубах, библиотеках проводились Горьковские чтения, лекции, беседы, тематические вечера, читательские кон­ференции, демонстрации фильмов. В театрах шли горьковские пьесы, инсценировки, оперы, написанные по произведениям

А.М. Горького. В мае 1968 года в г. Горьком состоялся пленум Союза писателей СССР, посвященный столетию А. М. Горького, на котором с докладом выступил секретарь правления горьков­чанин Б. С. Рюриков. Пленум превратился в подлинное торжест­во литератур братских народов.

В советскую литературу вносят свой вклад писатели г. Горь­кого. Имена прозаиков Н. И. Кочина, А. И. Патреева, Г. И. Фе­дорова, поэтов М. В. Шестерикова, В. М. Автономова, Б. Е. Пильника, А. И. Люкина известны не только в нашей области. В их произведениях правдиво отражены боевые и трудовые под­виги советских людей, в том числе горьковчан.

Важное значение в патриотическом и военно-патриотическом воспитании имеют исторические повести А. А. Еремина и произведе­ния Героя Советского Союза А. П.Бринского и И. И. Бережного.Хорошо известны горьковчанам имена художников  А. Хныгина, братьев В. Ф- и М. Ф. Холуевых.

Картина В. Холуева «Солдаты ре­волюции» получила всесоюзную из­вестность. Ряд работ горьковского скульптора П. И. Гусева экспони­руется в Третьяковской галерее.

В. И. Ленин говорил, чго искус­ство принадлежит народу, оно дол­жно быть понятно массам и любимо ими. Осуществляя ленинские заветы, театры г. Горького играют важную роль в идейном и эстетическом вос­питании трудящихся. Все наши те­атры— драматический, оперы и ба­лета, юного зрителя, комедии — тес­но связаны со зрителями, их труппы часто ставят спектакли в Ав­тозаводском, Сормовском и других районах города и области. На гастролях во многих городах страны спектакли горьковских театров неизменно получали хорошие, нередко восторженные от­зывы. Особенно высоко оценивались постановки ордена Трудово­го Красного Знамени театра драмы имени А. М. Горького. В мае

1971 года решением Министерства культуры СССР Горьковскому театру драмы им. А. М. Горького было присвоено высокое зва­ние академического.

С гордостью горьковчане восприняли Указ Президиума Вер­ховного Совета СССР от 28 февраля 1968 года о присвоении: А. Н. Самариной почетного звания народной артистки СССР.

В декабре 1968 года за спектакль «На дне» в Академиче­ском театре драмы постановлением Совета Министров РСФСР' режиссеру театра Б. Д. Воронову, художнику В. Я. Герасименко* и народному артисту РСФСР Н. А. Левкоеву была присуждена премия им. К. С. Станиславского.

В декабре 1968 года горьковчане торжественно отметили 40-летие Театра юного зрителя им. Н. К. Крупской, а в январе

года — 40-летие Театра кукол. В приветствии этому театру народный артист СССР С. В. Образцов писал, что коллектив Горьковского театра кукол «успел завоевать добрую славу и среди малышей, и среди взрослых»; Известен наш город и как один из крупных центров музыкаль­ной культуры. Здесь, в театре оперы и балета имени А. С. Пуш­кина, неоднократно выступали прославленные мастера оперной сцены, артисты Большого театра. В последние годы в г. Горьком по инициативе филармонии проходили музыкальные фестивали, на которых выступали выдающиеся композиторы современно­сти— Д. Д. Шостакович и А. И. Хачатурян. В городе работают 12 членов Союза композиторов, среди которых — старейший пе­вец земли русской А. А. Касьянов. В его операх «Степан Разин», «Фома Гордеев» ярко выражена любовь к родному краю. Боль­шой интерес представляют работы другого горьковского компо­зитора— А. А. Нестерова.

дворец спорта горькийВ нашем городе при Дворцах культуры заводов — автомо­бильного, «Красного Сормова», «Красной Этны» и других ус­пешно работают коллективы художественной самодеятельности, народные университеты, различные кружки. В последние годы были созданы музеи историй трудовой славы на заводах им. Ульянова, автомобильном, авиационном, им. Орджоникидзе, «Красное Сормово», им. М. Воробьева и других. Экспонаты му­зеев содействуют воспитанию молодежи на революционных, тру­довых и воинских традициях.

Далеко за пределами города и страны известны имена горь­ковских спортсменов — неоднократного чемпиона мира по фехтованию Г. Свешникова, вратаря сборной команды Советского Союза по хоккею В. Коноваленко, чемпионов мира лыжников Г. Напалкова и А. Олюниной, чемпионки Европы но легкой ат­летике Г. Быстровой.

Большая организаторская, идейно-политическая и культур­но-массовая работа, проводимая в юбилейном ленинском году, явилась могучим стимулом в борьбе за досрочное выполнение пятилетки. Большое значение для нового творческого подъема трудящихся имело постановление июльского (1970 г.) Пленума ЦК КПСС о созыве очередного XXIV съезда КПСС. Передовые коллективы промышленных предприятий, строительных и тран­спортных организаций, колхозов и совхозов в ответ на решение Пленума ЦК КПСС начали соревнование, взяв на себя новые социалистические обязательства. Горьковский обком КПСС, обл­исполком и облсовпроф одобрили инициативу коллективов ав­тозавода, «Красного Сормова» и других предприятий, взявших на себя обязательства в честь XXIV съезда КПСС.

В авангарде соревнования за досрочное выполнение заданий восьмой пятилетки шли сормовичи и автозаводцы, коллективы заводов им. Орджоникидзе, им. Петровского и др. К 53-й годов­щине Великой Октябрьской социалистической революции обком КПСС, облисполком и облсовпроф за досрочное выполнение пятилетнего плана к 1 октября 1970 года наградили дипломами первой степени коллективы заводов им. М. Воробьева, им. Пет­ровского, «Нефтегаз», макаронной фабрики и ряда других пред­приятий и организаций.

В 1970 году большую трудовую победу одержали хлеборобы Горьковской области. Колхозы и совхозы сдали на приемные пункты 352 тыс. тонн зерна при плане 140 тыс. тонн. В эту тру­довую победу немало усилий вложили трудящиеся г. Горького.

Выполняя завет великого Ленина, коллективы многих горь­ковских предприятий с давних пор шефствуют над колхозами и совхозами. В 1970 году промышленные предприятия и культур­ные учреждения осуществляли шефство над тридцатью района­ми Горьковской области. За последние годы шефская работа значительно изменилась. Она стала строго спланированной, це­ленаправленной деятельностью по изготовлению различных ма­шин и оборудования, по механизации трудоемких процессов в сельскохозяйственном производстве. Многие предприятия го­рода выполняют заказы села на изготовление нестандартного оборудования, запасных частей и различного инвентаря за счет внутренних резервов. Только в 1969 году горьковчане изготовили для колхозов и совхозов запасных частей и оборудования на сумму более 2 млн. рублей. Много различных заказов для села выполняли и выполняют заводы — автомобильный, «Красное Сормово», фрезерных станков, металлургический, им. М. Во­робьева, производственные объединения «Красный якорь» и «Ме­таллист».

Каждое лето из г. Горького выезжают в районы студенче­ские строительные отряды, дорожники прокладывают шоссейные магистрали, газификаторы проводят к селам газ. Ведущие театры города выезжают со спектаклями в районы, в сельских клубах выступают заводские коллективы художественной самодеятель­ности. Каждый Дворец или Дом культуры имеет в подшефном районе свой клуб-спутник. Так, из года в год крепнет дружба трудящихся г. Горького с тружениками сельского хозяйства.

Помощь горьковских предприятий селу особенно усилилась после июльского (1970 г.) Пленума ЦК КПСС, принявшего по­становление об очередных задачах партии в области сельского хозяйства Сразу же после Пленума ЦК КПСС обком партии 7 июля

1972  года провел в совхозе «Друг крестьянина» семинар, в рабо­те которого приняли участие члены бюро обкома КПСС, секре­тари городских и районных комитетов партии, директора предприятий. В подшефные районы выезжали представители заводов — автомобильного, «Красного Сормова», фрезерных станков, им. Петровского, им. М. Воробьева и других.

В 1970 году промышленность города Горького направила сельскому хозяйству страны более 50 тыс. грузовых автомоби­лей, около 500 металлообрабатывающих станков, 900 единиц, мельнично-элеваторного оборудования, на 120 миллионов рублей запасных частей и много других изделий.

24 предприятия города Горького строят 24 свинооткормочных комплекса на 120 тыс. голов. Кроме того, строительные органи­зации Волговятскстроя возводят крупнейший в стране Ильино- горский промышленный комплекс, который будет давать в год. 12 тыс. тонн свинины.

Пленум ЦК КПСС 13 июля 1970 года принял постановление о созыве XXIV съезда партии. Коллективы автомобильного за­вода и «Красного Сормова» выступили с патриотической инициа­тивой о широком развертывании социалистического соревнования под девизом: «Каждый трудовой день — наш подарок XXIV съез­ду КПСС». Областные и городские организации одобрили почин автозаводцев и сормовичей и призвали рабочих и всех трудя­щихся города и области развернуть соревнование за достойную встречу XXIV съезда КПСС, ознаменовать это историческое со­бытие ударным трудом на Ленинской юбилейной вахте.

В результате большой организаторской и массово-политиче­ской работы, широко развернувшегося предсъездовского сорев­нования промышленные предприятия города Горького и области задание восьмой пятилетки по объему производства выполнили досрочно к 53-й годовщине Великой Октябрьской социалистиче­ской революции. Намеченный Директивами XXIII съезда КПСС уровень производительности труда был выполнен также досроч­но— к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.

мост через оку

Городу Горькому как крупному индустриальному центру пар­тия и правительство уделяют постоянное внимание. В ноябре

года в город приезжал член Политбюро ЦК КПСС, Пред­седатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин. Он посетил заводы «Красное Сормово», авиационный, автомобильный, ряд строительных объектов. Встречаясь с рабочими, А. Н. Косыгин интересовался их заработками, организацией труда и отдыха, го­родским транспортом, отвечал на вопросы. 26 ноября он высту­пил на собрании областного партийно-хозяйственного актива сообщил о предварительных итогах пятилетки, подчеркнув при этом, что горьковчане внесли достойный вклад в осуществление решений XXIII съезда КПСС. Для трудящихся города и области радостным событием был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 декабря 1970 года о награждении города Горького орденом Ленина за большие успехи в хозяйственном и культур­ном строительстве, в выполнении пятилетнего плана по развитию промышленного производства и особенно отраслей машинострое­ния. В январе и феврале 1971 года орденом Ленина были на­граждены авиационный и автомобильный заводы, орденом Ок­тябрьской Революции — «Красное Сормово». А всего по итогам пятилетки правительственных наград удостоены 7 предприятий и организаций.

На состоявшейся в январе 1971 года XVIII Горьковской городской партийной конференции были подведены итоги вось­мой пятилетки. Завершив досрочно пятилетнее задание, пред­приятия города выпустили сверх плана автомобилей, станков, дизелей, приборов, стали, проката, товаров народного потребле­ния и других изделий почти на полмиллиарда рублей. Объем промышленного производства увеличился за пятилетие на 54,3 процента, а в отраслях машиностроения на 61 процент. Прирост промышленной продукции за период, прошедший после XVII городской партконференции, составил 29,6 процента, производи­тельность труда выросла на 25 процентов.

На большинстве фабрик и заводов проводилась планомерная работа по повышению технического уровня производства. Освое­но более 400 видов новых машин, оборудования и приборов. В последние годы пятилетки 49 изделий горьковской промышлен­ности были удостоены Государственного знака качества. С целью дальнейшего совершенствования управления производством на предприятиях и в научно-исследовательских организациях горо­да к началу 1971 года создано 24 вычислительных центра.

С честью справились трудящиеся города Горького с повы­шенными предсъездовскими обязательствами. Государственный план четырех месяцев первого года девятой пятилетки по объему производства был выполнен на 102,6 процента. Прирост продук­ции по сравнению с тем же периодом 1970 года составил 10,5 про­цента, при этом 97,1 процента прироста всего объема производ­ства получены за счет увеличения производительности труда. Сверх плана реализовано продукции на 23,6 миллиона рублей.

Коммунисты, рабочие, все трудящиеся города Горького еди­нодушно одобрили исторические решения XXIV съезда КПСС, отвечающие насущным интересам народа. Состоявшееся 14 мая

года собрание партийно-хозяйственного актива приняло решение о новых повышенных обязательствах по выполнению заданий первого года девятой пятилетки. Народнохозяйственный план 1971 года намечено завершить к 28 декабря 1971 года, а за­дания 9 месяцев — в честь 750-летия города — к 28 сентября. План по росту производительности труда решено перевыполнить на 30 процентов.

Совместными усилиями коллективов промышленных пред­приятий, научно-исследовательских и конструкторских организа­ций решено разработать и изготовить не менее 100 новых видов машин, материалов с повышенными технико-экономическими и эксплуатационными показателями. Намечено создать 875 новых моделей одежды, обуви, кожгалантерейных изделий, верхнего трикотажа, 50 новых видов пищевой продукции. Взяты также повышенные обязательства по дальнейшему развитию транспор­та и связи, торговли и бытового обслуживания, строительства и городского хозяйства.

Пламя социалистического соревнования за досрочное выпол­нение новой пятилетки разгорается все сильнее. Лучшие пере­довые рабочие, новаторы производства взяли личные повышен­ные обязательства. Делегат XXIV съезда КПСС кузнец авто­завода Герой Социалистического Труда А. И. Огнев опубликовал в «Правде» за 30 апреля 1971 года письмо «Моя пятилетка». Он и его товарищи по бригаде разработали личные планы, взяв обя­зательство— повысить выработку на 50 коленчатых валов в сме­ну и пятилетку выполнить за четыре года. Вслед за ними члены коллектива коммунистического труда, бригады слесарей-монтажников судокорпусно-монтажного цеха завода «Красное Сормово» во главе с делегатом XXIV съезда КПСС кандидатом в члены ЦК КПСС Героем Социалистического Труда А. П. Удаловым заявили:

1969  начать трудовую Ленинскую вахту по выполнению реше­ний XXIV съезда КПСС;

1970  выполнить план девятой пятилетки к 13 июля 1974 года — к 125-летию родного завода;


 
Разместил: ОАО ГАЗ

ФОТОАЛЬБОМЫ
 
Яндекс.Метрика Анализ сайта