История автотранспортного цеха

автотранспортный цех

Точную дату образования автотранспортного цеха или, как он именуется в наше время, производственного управления авто­мобильного транспорта, сегодня вряд ли кто-то назовет. Ясно одно: еще в период строительства завода именно на этом под­разделении лежала задача доставки строительных материалов и различных механизмов для возведения автогиганта. Специа­листы именно автотранспортного цеха привозили работников на стройку, отправляли после смены домой. Без них не обходились ни одна демонстрация, посевные и уборочные кампании, даже столовые не могли работать - обеспечение их продуктами было обязанностью работников автотранспортного цеха.

В ноябре 1930 года приказом по управлению Автостроя на строительной площадке был создан центральный гараж, он и положил начало транспортной структуре, которая занималась выделением транспортных средств для строительства завода, а затем для обеспечения грузоперевозок на заводской площадке, доставки материалов с заводов-смежников.

Транспорт на заводе использовался любой - железнодорож­ный, речной, автомобильный, гужевой.

«При транспортном отделе промрайона работает бригада возчиков, прибывшая из Павловского района, - читаем в «Авто­гиганте» от 1 июля 1931 года, - во время вербовки им обещали, что на строительстве они будут обеспечены питанием, жилищем и т.д. Однако оказалось наоборот, возчикам часто в столовой не отпускают обеды и ужины. Помещение для лошадей не дали до сих пор, и часто лошади по целой ночи стоят на дожде. Денег за работу контора не выдает, так что сейчас не на что даже выку­пить из ларька хлеба. Такое положение мы считаем крайне не­нормальным. Рабочие-возчики: Михеев, Зайцев, Ульянов, До- кушкин и др.».

В то время на заводе насчитывалось 102 автомобиля, 7 трак­торов, 4 железнодорожных крана.

«Черепашьи темпы строительства транспорта могут сорвать пуск автозавода в срок!» - гласил один из заголовков в газете. «Автотранспорт по количеству недостаточен, с 50 процентами изношенности. Зимой ставить и ремонтировать машины негде», - сетовал автор заметки.

«В гараже большой недостаток инструмента, не имеется его и у шоферов. Из-за этого громадные простои машин. Новичкам- шоферам даются такие машины, на которых нельзя ездить», - вторил ему другой.

Справедливости ради отметим, что не все работники завода были в то время столь высоко сознательными. «Шофер Жидков веселится», - называлась одна заметка в «Автогиганте» начала 30-х годов. «Шофер Жидков, работающий на машине №214-17, в Молитовке устроил гонку за курами, - читаем в материале, - пьяному шоферу удалось задавить двух кур, но когда он погнал­ся за третьей курицей, она спряталась в палисаднике, и разъя­ренный шофер, задев машиной за палисадник, помял крылья машины. Администрации автоотдела надо унять разгулявшегося шофера!» - призывал бдительный автор заметки.

В 30-е годы транспортные структуры Автостроя и Автозавода претерпели многочисленные реорганизации, в 1937 году была утверждена структура цеха автотранспорта - прообраза совре­менного ПУАТа.

В годы Великой Отечественной вся работа автотранспортни­ков была подчинена законам военного времени. История сохра­нила имена тех, кто за рулем автомобиля чувствовал себя, как на линии огня, выполнял и перевыполнял нормы выработки, тру­дился по 1,5 - 2 смены. Так, водитель С.Г.Щербаков при поездке в г.Кержач за фонарями и фарами отУСП, при норме 3 суток, вы­полнил эту работу за 24 часа. А имя Героя Советского Союза Юрия Смирнова знакомо каждому автозаводцу. 19-летний ком­сомолец трудился до войны слесарем по ремонту автомобилей в автотранспортном цехе ГАЗа.

В июне 1946 года завод начал массовый выпуск грузовых ав­томобилей. С этого же времени стал обновляться и парк автоцха. На смену ГАЗ-АА, «Шевроле», ЗИС-5, ЯГ пришли ГАЗ-51 и ГАЗ-бЗ. Трудно складывалась работа автотранспортного цеха в военные годы, но его специалисты со всем справились.

В 1970 году на ГАЗе было организовано производственное уп­равление автомобильного транспорта, в состав которого вошло 6 автопарков. Доблестный труд автотранспортников неодно­кратно был отмечен различными наградами. В честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина коллективу на вечное хранение бы­ло вручено Красное знамя. Сегодня в ПУАТе также хранятся Красные знамена, которыми коллектив был награжден в честь XXV съезда КПСС и 50-летия Горьковского автозавода. А в честь 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции автотранспортники получили Диплом трудовой славы. Многие работники производственного управления автомобильного транспорта за 80 лет его существования также были награжде­ны орденами и медалями.

Советские времена давно канули в Лету, но работники ПУАТа гордятся трудовыми достижениями того времени и темпы, взя­тые еще в далекие 30-е годы, снижать не собираются. Более то­го, сегодня они решают новые задачи, которые время ставит пе­ред коллективом. И, несмотря ни на что, решают успешно.