Слово о автозаводе (И.И.Киселёв)

 

киселёв иван иванович

  Рожденный в годы первой пятилетки по воле советского народа, руководимого Коммунистической партией, наш Горьковский автомобильный в 2011 г. отмечает свое 79-летие. Весь путь его становле­ния и возмужания насыщен многими творческими подвигами социа­листического созидания. 

История строительства завода, освоения производства, непре­рывного развития и систематического обновления продукции характерна для всего отечественного автомобилестроения. 

Факты, события, судьбы тружеников производства весьма показательны и поучительны для современного читателя.

Непосредственную помощь коллектив автозаводцев получал и получает от руководителей партии и правительства. История строительства и развития автозавода неразрывно связана с Г К. Орджоникидзе. Его принципиальность и страстность, энергия и настойчивость, требовательное и в то же время внимательное и доброжелательное отношение помогали преодолевать трудности становления и роста предприятия. У истоков рождения завода сто­ял видный деятель Коммунистической партии и Советского госу­дарства В. В. Куйбышев. Неоднократно вручал награды автозаводцам М. И. Калинин. Многие видные государственные деятели посе­щали автозавод, их ценные указания с благодарностью воспринима­лись автозаводцами и претворялись в жизнь.

Небывалый энтузиазм строителей, их вдохновенный труд, ги­гантские размеры самой стройки потрясали воображение писате­лей и поэтов. На строительной площадке бывали А. М. Горький% Д. Бедный, А. Безыменский и многие другие.

Беспримерный подвиг совершили герои-строители, сдав в эксплу­атацию в короткие сроки самый крупный автозавод в Европе. Име­на этих героев и их последователей автозаводцы свято хранят в Своей памяти, а мемориальная Доска почета у главной проходной навечно запечатлела их имена.

Со дня начала строительства прошло более 75 лет. Первостроители стали ветеранами труда, работниками культуры, воена­чальниками, государственными деятелями — по-разному сложи­лись их судьбы. Страницы немеркнущей славы в историю завода вписали рабочие, сменившие профессии строителей на заводские профессии: кузнецов, литейщиков, токарей, сборщиков, инструмен­тальщиков и др. Они стали последователями стахановского движе­ния в машиностроении. На Горьковском автозаводе зачинателем итого движения был А. X. Бусыгин. Массовое применение бусыгинского метода позволило в короткие сроки овладеть техническими нормами фордовских заводов и нередко значительно их перекрывать.

Волею судьбы в расцвет бусыгинского движения в 1937 г. мне молодому специалисту-техно ло г упосчастливилось прийти в боль­шую семью горьковских автостроителей и с первых дней принять участие в обеспечении технологическим инструментом новаторов производства.

Замечательное и интересное это было время. Шел процесс актив­ного восприятия опыта управления производством из самого могу­чего и неисчерпаемого источника знанийкак и для нас является творческая активность передовых тружеников-новаторов. Исполь­зование опытанакопленного в предвоенные годы по освоению новой техникипередовых приемов труда и методов управления произ­водством особенно ярко проявилось в Великую Отечественную вой­ну v что позволило заводу в тяжелые военные годы перестроиться в кратчайшие сроки и давать фронту танкисамоходки и другую технику.

Эти трудныенезабываемые дни отражены особыми страница­ми в истории Великой Отечественной войны. Несмотря на жесто­чайшую бомбежкузавод продолжал давать продукциюа разрушен­ное немедленно восстанавливалось.

Немало автозаводцев погибло во время бомбежекмногие не вер­нулись с фронтов Великой Отечественной войны. В память о по­гибших установлен мемориал и зажжен вечный огонь. Сюда прихо­дят автозаводцычтобы почтить их память. Героиотдавшие жизнь за Родину, продолжают жить в названиях улицпионерских дружиншкол. Многие автозаводцы носят высокое звание Героя Советского Союза.

Послевоенные пятилетки выдвинули перед автомобилестрои­телями сложные задачи по расширению и обновлению производства. Развитие производства — это непрерывная забота об увеличении мощностей предприятиясовершенствовании его техникиборьба за повышение культурного и технического роста его кадровулуч­шение быта и материального благосостояния советских людейНа решении этих задач было сосредоточено все вниманиевсе силы партийнойпрофсоюзной и комсомольской организаций завода. Со дня выпуска ни на один день не приостанавливалось дальнейшее развитие и расширение предприятия. В этом проявилась дально­видность и мудрость Центрального Комитета нашей партии и Советского правительстваруководящая роль областной партийной организации. Неоднократно принимались специальные правитель­ственные постановлениякасавшиеся различных сторон производ­ственной деятельности Горьковского автозавода.

Такза последние десять лет объем капитальных вложений на головном заводе и на заводахвошедших в объединение «ГАЗ», со­ставил свыше 1 млрд. руб.; в эксплуатацию было введено свыше 1200 тыс. кв.м производственныхвспомогательныхслужебно-быто­вых помещений; смонтировано 53 тыс. единиц основного технологического оборудования; была решена важнейшая социальная проблема ко. и актива — перевод завода с 3-сменного на 2-сменный режим ра­боты. Итогом выполнения работ по реконструкции можно считать тот фактчто объединение в настоящее время выпускает продук­ции значительно больше, чем предусматривалось при пуске завода.

За это время по объединению введено в эксплуатацию 1 270 тыс. ка. м общей жилой площадив том числе в черте города Горького построено детских учреждений на 5460 мест школ — на 3960 мест. Заработная плата рабочих повысилась на 7%. Фонд материального поощрения увеличился на 15%. Окончательно ликвидирован неблагоустроенный жилой фонд. За­мечательные почины и начинаниянаправленные на повышение эффективности производстваулучшение качества выпускаемой продукции, постоянно внедряются в практику.

Социалистическое соревнование сочетает совокупность высоких Беловых качеств с современной коммунистической моралью советско­го образа жизни людей. Передовиков производства Родина отметила высокими наградамиприсвоив им звание Героев Социалистического Труда. За успешное выполнение заданий послевоенных пятилеток многие автозаводцы награждены орденами и медалями.

сборочый конвеер оао газЗа истекшие 79 лет произошли значительные изменения не только на нашем заводено и во всей автомобильной промышленнос­ти. В годы первой пятилетки Горьковский автомобильный завод (был в числе трех автозаводов в стране. Сейчас функционируют де­сятки предприятийпродукцию которых можно встретить на Порогах большинства стран мирав том числе автомобили ГАЗ встречаются на дорогах 78 стран.

Несмотря на бурное развитие в последние годы автомобилестро­ительной отраслиГорьковский автомобильный завод (производ­ственное объединение «ГАЗ») не утратил своего значения в отраслиэто крупнейшее производственное объединение страныв состав ко­торого входят 11 заводов и строительный трест. По-прежнему он занимает по выпуску грузовых автомобилей одно из первых мест и Европе и в мире.

Завод с момента ввода в эксплуатацию освоил и поставил на производство более 100 моделей и их модификаций грузовых и легко­вых автомобилей. Большинство автомобилей базовых моделей ныне Выпускаются со Знаком качества.

За заслуги перед Родиной завод награжден двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны I степени и орденом Крас­ного Знамени.

История завода — история отечественного автомобилестрое­ния. Об этом повествует наша книга. Большой и славный путь от начала строительства до наших дней прошли ветераны завода. Это онинеутомимые труженикисвоим вдохновенным и самозаб­венным трудом создавали и воспитывали нынешнее поколение авто­заводцев, техкоторые будут продолжать славные традициипри­умножать их и своим творческим трудом вписывать новые страницы немеркнущей, героической истории Горьковского автомобильного завода. Книга эта явится важным идеологическим оружием в борьбе за осуществление исторических решений XXVI съезда КПСС.

В написании статьи принял участие коллектив работников за­вода и ученых кафедры истории КПСС Горьковского государствен­ного университета. Она создана на основе большого документального материала, хранящегося в центральных архивах , а также в партийном и государственном областных архивах, ис­пользованы также мемуары, воспоминания работников завода, пери­одическая печать, научные исследования.

Я выражаю благодарность всем, кто принимал участие в работе

 

И. И. КИСЕЛЕВ — генеральный директор производственного объединения «ГАЗ».