Разгром фашистских войск под Сталинградом, удары, нанесенные на огромном фронте от Ладожского озера до предгорий Кавказа, определили коренной перелом в войне. Весна 1943 г. ознаменовалась крупными победами, одержанными: Красной Армией на Фронтах Великой Отечественной войны. К началу апреля линия Фронта переместилась далеко на запад. Наступило временное затишье. Но враг был еще силен. Гитлеровское командование готовилось к мощному удару на Курской дуге. Оно решило взять реванш за Сталинград. Лето 1943 г. принесло трудные испытания ной нам Красной Армии и труженикам тыла.
4 июня 1943 г. в 23 часа 40 минут была объявлена воздушная тревога. Далеко на подступах к Горьковскому автозаводу началась стрельба зенитных батарей. Она подкатывалась все ближе и ближе. Несколько минут спустя самолеты с черной свастикой появились над городом. На завод, освещенный вражескими ракетами, упали фугасные и зажигательные бомбы. Горели кузнечные и литейные цехи, дома соцгорода, административные здания. Перебиты водопроводы, нечем тушить возникшие пожары. На многих цехах вспыхнула маскировочная деревянная обшивка, рушились ажурные конструкции цехов. Осколком от бомбы выведена подстанция, принимающая электроток от Горэнерго. Завод объят пламенем. Начальник 2-го термического цеха в годы войны К. Н. Шаганова вспоминает: «Ощущение, когда губят дело твоих рук, жизни твоей. Я даже не знаю, как вам это передать. Не думайте, что это приукрашено,— но мы о жизни тогда не думали.
Первая бомбежка сорок третьего меня застала дома, потому что мы жили уже более или менее спокойно: сорок третий год, немцы уже там, у Орла.
И вот ночью — сигнал воздушной тревоги, а самое главное — огненно-светло. От этого света мы и проснулись. Они повесили осветительные ракеты над заводом и над соцгородом.
Первое стремление — бежать на завод. Никто не заставлял, ничего не говорил, просто другого порыва не было... Подбежала когда к цеху — все горит. Горит весь завод, горит мой цех».
В первый день налета на автозавод было сброшено более 100 фугасных бомб. Были выведены из строя паровая кузница ковочных машин, цех шасси, главный конвейер, частично рессорный цех, кузница № 3 и др. В автозаводском поселке было разрушено несколько домов, детский сад, ясли, больница.
Ночь с 5 на 6 июня. Второй ожесточенный налет воздушных пиратов. Новые разрушения, новые очаги пожаров, новые жертвы.
Третья ночь. Третий раз — воздушная тревога. И снова над заводом гирлянда осветительных ракет. Снова вой фугасных и зажигательных бомб. Снова искореженные фермы цеховых пролетов, металлоконструкций, груды дымящихся развалин. Снова пожары, новые жертвы. И вновь самоотверженная, героическая борьба автозаводцев за свой родной завод, за его корпуса и цехи, за его жизнь, за его будущее. В минуты суровой опасности они проявляли величайшую стойкость и мужество, вместе с отрядами МПВО энергично ликвидировали очаги пожаров.
И результате прямого попадания загорелся участок маслохоз цеха шасси. Быстро распространявшийся огонь угрожал взрывом баку с маслом. Старший мастер Б. Т. Федорычев, рискуя жизнью, предотвратил взрыв бака, выкатив его из-под огня, тем самым спас от разрушения находившееся поблизости ценнейшее оборудование. Находясь на посту у склада боеприпасов, боец охраны Грекова была отброшена взрывной волной разорвавшейся бомбы. Очнувшись, она не растерялась и потушила зажигательную бомбу, чем предотвратила неминуемый взрыв. Во время бомбежки в третьем механическом цехе неожиданно вспыхнули электролампы. Необходимо было немедленно выключить свет. Три раза взрывная волна сбивала с ног работника ОТК П. С. Прохорова, но, рискуя жизнью, он добрался до электрощита и выключил рубильник.
Подлинный героизм и мужество проявляли медицинские работники. Политрук медсанвзвода И. К. Лесных в ночь с 6 на 7 июня обнаружил бомбоубежище, в котором завалило десятки людей. Не дожидаясь, пока прекратится бомбардировка, взвод быстро раскопал бомбоубежище и спас находившихся там людей.
Во время бомбежек были и тяжелые утраты. На боевом посту погиб директор филиала автозавода Герасим Кузьмич Парышев, начальник кузнечного цеха Иван Васильевич Китаев, новаторы производства Григорий Иванович Масленников и Иван Леонтьевич Лышнов. Посмертно они были награждены орденом Отечественной войны I степени. Бережно сохраняя память о прославленных товарищах, автозаводцы назвали их именами улицы, рабочие поселки.
Противовоздушная оборона заводов Горьковского района была усилена подразделением зенитной артиллерии. Массированное использование орудий разных калибров, крупнокалиберных зенитных пулеметов, аэростатов заграждения значительно повысило боеспособность частей МПВО, помогало более успешно бороться с вражеской авиацией. Но фашистские стервятники, неся ощутимые потери, по-прежнему продолжали свои налеты. С 4 по 22 июня 1943 г. гитлеровцы методично в одно и то же время появлялись над автозаводом.
Автозаводу был нанесен значительный ущерб. Многие цехи были разрушены или основательно повреждены, выведен из строя ряд энергосооружений, серьезно повреждены магистральные коммуникационные сети, нарушен поточный производственный цикл. Всего на предприятии было разрушено или повреждено 50 зданий и сооружений, более 9 тыс. м конвейеров и транспортеров, 5900 единиц технологического оборудования, 8 тыс. моторов, 28 мостовых кранов, 8 цеховых подстанций, 14 тыс. комплектов электроаппаратуры и приборов и др.
Но гитлеровцы просчитались. Завод-гигант, несмотря на разрушения, продолжал жить и работать. Именно в эти дни усилился приток заявлений с просьбой принять в ряды Коммунистической партии. Лучшая стахановка прессового цеха А. Бологова 17 июня в своем заявлении писала: «В тяжелые дни для нашего коллектива прошу принять меня кандидатом в члены ВКП(б). Обещаю строго соблюдать партийную и заводскую дисциплину»; заявление бригадира слесарей цеха шасси Дмитриева гласило: «Прошу принять кандидатом в члены ВКП(б), так как я хочу отдать все свои силы па восстановление завода, на разгром врага».
В июне 1943 г. в г. Горький приехала правительственная комиссия во главе с секретарем ЦК ВКП(б) А. С. Щербаковым. Совместно с представителями обкома ВКП(б) и руководством автозавода был разработан развернутый план восстановительных работ. На заседании бюро обкома 9 июня обсуждались вопросы о ходе восстановительных работ на автозаводе и о мерах улучшения местной противовоздушной обороны г. Горького.
К восстановительным работам были привлечены крупнейшие горьковские заводы: «Красное Сормово», «Двигатель революции», «Красная Этна», авиационный завод имени Орджоникидзе и другие предприятия. Из Москвы приехал и снова занял пост директора И. К. Лоскутов *. «Приказ о моем возвращении на завод,— вспоминает И. К. Лоскутов,— пришел неожиданно. Утром я сдал дела, вечером того же дня прибыл в Горький. И хотя мне было приказано сразу же явиться в обком партии, душа не выдержала: заглянул на автозавод.
Пустые оконные пролеты, горелый кирпич, покореженные металлоконструкции. Но жизнь на автогиганте не замерла. То, что фашисты крушили ночью, люди восстанавливали днем. Ночные бомбардировки, пожары выматывали, уносили десятки жизней. А люди не сдавались, делали все, что в их силах, боролись за каждый станок, за каждое здание.
В обкоме разговор был короткий: принять дела, ознакомиться с обстановкой, организовать восстановительные работы, особое внимание уделить производству вооружения для фронта».
Были установлены жесткие сроки восстановительных работ, намечены оперативные меры по оказанию помощи. Со всех концов страны на завод непрерывным потоком пошли эшелоны со строительными материалами, оборудованием, металлоконструкциями, новыми станками, прибывали рабочие-строители.
Боевым штабом восстановительных работ стал партийный комитет 8авода во главе с И. В. Маркиным, а с января 1944 г.— А. Д. Проскуриным. Члены парткома, секретари цеховых партбюро находились на самых трудных участках, проводили огромную организаторскую и идейно-политическую работу среди автозаводцев и строителей.
По просьбе заводской партийной организации на автозавод была направлена выездная редакция газеты «Правда». Правдисты оказали существенную помощь парткому в мобилизации рабочих, инженеров,; техников на быстрейшее восстановление предприятия, увеличение выпуска боевой продукции. За 120 дней выездная редакция выпустила 104 номера газеты «Все для фронта», 246 «молний», 14 «Окон «Правды»», много фотогазет, технических листков и плакатов. Общий тираж всех изданий превысил 2 млн. экземпляров.
На восстановлении завода счет шел на дни и часы. По инициативе комсомольцев центральной заводской лаборатории (ЦЗЛ) и цеха шасси в июне были созданы первые комсомольско-молодежные восстановительные отряды. 10 июня один из первых таких отрядов под руководством наладчика автоматов цеха шасси Рябова выполнил суточное задание по очистке производственных площадей за 8 часов. И в дальнейшем молодые патриоты выполняли задание не менее чем на 300%. Героически трудились также отряды М. С. Кругловой (ЦЗЛ), И. П. Минаева (колесный цех), А. П. Соловьевой (литейный цех ковкого чугуна), А. А. Козлова (литейный цех серого чугуна), А. М. Лапина (цех паровых молотов) и многие другие. Всеми владела одна мысль — как можно быстрее поднять разрушенные цехи и корпуса, отстроить родной завод, пустить производство на полную мощность. Первые 15 восстановительных отрядов начали действовать 11 июня, к началу июля их стало 60, а через месяц на автозаводе трудилось более 200 восстановительных отрядов, которые объединяли 3500 молодых патриотов.
В героические дни восстановления в ходе социалистического соревнования возникло движение за скоростной ремонт оборудования, инициатором которого была бригада слесарей Султана Ибрагимова из ремонтно-механического цеха. Новый, прогрессивный метод, примененный патриотами, опроверг технические расчеты, которые показывали, что на ремонт выведенных из строя станков необходимо затратить 2 282 тыс. человеко-часов, что требовало более 3 тыс. ремонтников. Каждый член бригады выполнял определенную операцию: малоквалифицированные рабочие производили разборку станков и очистку деталей, ремонтники средней квалификации— шабровку плоскостей и сборку узлов, бригадир занимался окончательной сборкой и отладкой станка. Вместо 40—50 дней бригада С. Ибрагимова отремонтировала первый станок за 9 дней, второй — за 8, третий — за 6, четвертый — за 5 дней. В исключительно короткие сроки было отремонтировано 50 станков.
Напряженный план выпуска продукции для фронта предусматривал быстрое восстановление цехов и безусловное выполнение июльской программы выпуска танков. Одновременно с восстановлением производства автозаводцы развертывали социалистическое соревнование за максимальное использование имеющегося станочного парка.
Большое значение получило замечательное движение мастеров, старых кадровых рабочих — вставать в свободное время за станки и трудиться рядовыми рабочими. Инициатором соревнования стал мастер А. Н. Воронов. В начале июля он обратился ко всем мастерам инструментально-штампового цеха с призывом явиться в выходной день в цехи и встать к станкам. Вызов приняли 126 мастеров. Опытные производственники поистине творили чудеса. А. Н. Воронов, работая на трех станках, выполнил норму на 825%; не отстали от него мастера А. Ф. Удод, В. И. Любимов, Н. А. Немыкин и др. 126 патриотов сделали в этот день норму 500 человек. В следующее воскресенье за станками уже работали 400 мастеров. Соревнуясь, они выполняли по 6—8 норм. В один из выходных дней мастер А. Ф. Удод дал 860%, В. Ф. Фокин — 800, А. П. Соколов — 720, В. Я. Павлов — 625%. Четыре мастера заменили труд 30 человек. Молодые рабочие гордились трудовыми достижениями наставников. Молодежь стремилась овладеть секретами совершенства своих профессий.
Замечательных успехов добился коллектив 2-го литейного цеха. На него была возложена задача обеспечить траками всю танковую программу завода. Раньше этот объем работы полностью выполнялся тремя литейными цехами. По инициативе сталевара JI. 3. Бронникова в июльские дни развернулось движение за скоростные плавки. Используя внутренние резервы, литейщики добивались исключительно высоких показателей. 27 июля литейщики цеха № 2 дали 6 плавок вместо обычных 3—5 в сутки, 17 августа — 7 плавок, 7—8 сентября — по 8 плавок. Скоро они стали давать по 12 плавок. Коллективы других литейных цехов подхватили. 25 сентября литейщики цеха № 3 выдали 11 плавок, 9 октября — 13, высший рекорд — 18 плавок в сутки.
Скоростные плавки резко повысили технико-экономические показатели. Если ранее выработка на одного рабочего в цехе № 2 составляла 9,2 т металла, то при скоростном методе работы — 46 т; затраты времени на одну плавку с 315 мин. сократились до 83; расход электроэнергии на 1 т жидкого металла снизился с 1300 кВт-ч до 613. Аналогичные показатели были и в 3-м литейном цехе.
По-ударному трудились кузнецы. От их вклада во многом зависел весь производственный процесс, выполнение программы восстановления родного завода. Кузнецы Иван Кардашин, Елизар Куратов, Василий Марков, Григорий Малышев, Андрей Заторный, Анна Мельникова, Сергей Коба и другие ежедневно выполняли по 1,5—2 нормы в смену. Только за июль 1943 г. в паровой кузнице количество стахановцев возросло с 30 до 42, ударников — с 13 до 35. Почти в 2 раза увеличилось количество соревнующихся. Не отставали и труженики цеха ковочных машин, первого термического, кузницы № 3.
Автозаводцы, восстанавливая завод, одновременно наращивали темпы производства. На общегородском совещании передовиков промышленности и транспорта 18 августа 1943 г. И. К. Лоскутов от имени всего коллектива завода доложил, что все цехи Горьковского автозавода работают. В июле производственная программа выполнена на 127%. Заводу вручено переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны.
Подлинный трудовой героизм проявляли строители. Десятки бригад каменщиков, плотников, штукатуров объявили себя фронтовиками, не уходили со строительных площадок, пока не перевыполняли сменное задание в 1,5—2 раза. В ходе социалистического соревнования родилась идея — после завершения восстановительных работ послать рапорт Государственному Комитету Обороны. Ее горячо одобрило собрание партийно-хозяйственного актива. Были разработаны и утверждены условия получения права подписать рапорт ГКО. Развернулась настойчивая борьба за досрочное выполнение производственных заданий, увеличение выпуска танков, автомашин, боеприпасов. Даже в самый трудный период — III квартал 1943 г.— нормы были перевыполнены: выпуск танков — 101,5%, автомашин — 110,3, танковых запчастей — 129,6, автозапчастей — 122,7%. За это время автозаводцы стали выпускать бронированный автомобиль БА-64 улучшенной конструкции с широкой колеей, грузовой автомобиль с модернизированной кабиной, возобновили выпуск легковой полноприводной машины ГАЗ-67, осваивалось производство самоходных установок СУ-15. В октябре первые самоходные установки с маркой Горьковского автозавода ушли на фронт.
28 октября 1943 г. в Государственный Комитет Обороны автозаводцы и строители отправили рапорт о восстановлении завода. Его подписали более 27 тыс. человек. Первыми поставили подписи знатный кузнец Иван Кардашин, верхолаз Николай Димитричев, бригадир плотников Василий Тонькин, кузнец Елизар Куратов, бетонщик Андрей Иванов, слесарь Султан Ибрагимов и др.
За досрочную ликвидацию последствий налетов вражеской авиации, за успешное выполнение заданий ГКО по освоению производства новых видов боевых машин и вооружения, за усовершенствование боевой техники и образцовое снабжение фронта военной продукцией завод 9 марта 1944 г. был награжден вторым орденом — орденом Красного Знамени. Более 500 рабочих, инженеров, техников награждались орденами и медалями Советского Союза. Орденом Ленина награждены кузнец И. А. Повеликин, мастер А. Ф. Удод, директор завода И. К. Лоскутов, главный инженер К. В. Власов, главный энергетик Е. М. Сорокин, бригадир слесарей С. X. Ибрагимов; орденом Трудового Красного Знамени — слесарь А. И. Бабушкин, начальники цехов Е. Я. Глинер, А. В. Горячев, А. В. Гуськов, И. И. Лебедь, шлифовщица А. Е. Непоспехова и др.
Завод продолжал набирать силы. Непрерывным потоком шли на фронт танки и самоходные установки, броневики и автомобили, минометы и боеприпасы.