История "сердца" автозавода. Строительство ТЭЦ

строительство автозаводской тэц

 Автозаводскую ТЭЦ запустили в эксплуатацию 4 ноября 1931 года, завод и теплоэлектроцент-раль строились в одно время - были важными, взаимозависимыми объектами.

«На ТЭЦ по подъему конструкции для установки котлов работает железнодорожный кран. Груз поднимают очень тяжелый и для удобства необходимо, было устроить эстакаду. Но руководители почему-то мер к устройству эстакады не принимают», - беспокоился за судьбу теплоэлектроцентрали рабочий Безруков, выступивший в «Автогиганте» в августе 1931 года.

«Своевременно обеспечить завод электроэнергией и паром. По монтажу теплоцентрали соблюсти не только срок, но и качество! - призывала еще одна публикация в заводской многотиражке, - до пуска теплоцентрали осталось 44 дня. Срок очень короткий». А сделать предстояло еще многое. Газета сохранила для читателей перечень работ, которые планировались на летние и осенние месяцы 1931 года. Среди них завершение строительства зданий ТЭЦ, подведение фундаментов под турбины, монтаж 3 котлов, турбогенераторов, турбокомпрессоров, трубопроводов, подготовка градирни и многие другие. К слову, сдать ТЭЦ в эксплуатацию согласно календарному плану должны были в середине декабря, но справились с этой задачей намного дней раньше. «Общественность должна следить более пристально за постройкой ТЭЦ, и «Автогигант» должен регулярно, из номера в номер, освещать действительное положение на ней. От пуска теплоцентрали в срок и без неполадок с самого начала зависит пуск самого автозавода», - отмечал автор статьи А.Берзин. Уже на тот момент возникло понимание, что энергетика должна развиваться опережающими темпами - аксиома, действующая и на сегодняшний день. Но надо сказать, проблем в ходе возведения ТЭЦ было немало. «...Монтажные работы в 1-й декаде августа выполнены всего лишь на 80 процентов. Причина невыполнения задания полностью объясняется тем, что до сих пор не закончены и идут слабо строительные работы в котельной части ТЭЦ,  также не закончены строительные работы собственных нужд. Кроме того, строительные работы выполнены небрежно, что осложняет монтажные работы и вызывает переделки. Оборудование, прибывающее на площадку для ТЭЦ, разгружается и хранится в беспорядке».

Но постепенно проблемы решались, ведь все понимали, «ТЭЦ - чувствительнейший нерв автозавода, потому что всякая остановка или перебой в ее работе сразу же отразится на организме всего производства». 48 лучших ударников автозавода отправились на 3-месячные курсы по подготовке машинистов в Ленинград, на самый мощный по тем временам турбостроительный завод - ВТУЗ и м. Стал и на.

Итак, к строительству станции приступили весной, а уже осенью растопили первый котел, который автозаводцы называли источником жизни. Монтаж оборудования проводился практически круглосуточно. «ТЭЦ и ее герои» - называется материал в одном из октябрьских номеров «Автогиганта». «Теплоэлектроцентраль видно выделяется по сравнению с другими сооружениями автозавода. Громадное здание из кирпича, гордо возвышающееся над цехами, еще издали заявляет о себе. Это сердце завода, от которого по артериям тоннелей пойдет пар, тепло, воздух, свет... Идут восемь месяцев героической борьбы за нерв завода. В борьбе родились герои большевистских темпов. Их имена красной нитью пройдут в строительстве автогиганта...».

тэц оао газ нижний нвогородЧто же представляла из себя ТЭЦ в далекие 30-е годы? Здание длиной 75, шириной 62 и высотой до 32 метров. В нем находились машинный зал, водоподготовительное и дымососное отделения, котельная, к которой примыкало бункерное отделение. С восточной стороны располагались распределительная подстанция и служебные помеще-ния ТЭЦ.

«Особый интерес представляет перекрытие котельной деревянными стропильными фермами. Это 2-й случай в СССР (первый в Самаре). До сих пор фермы котельной делались железные. Фермы запроектированы и выполнены из 65 миллиметровых досок, соединенных кольцами. Они устанавливались без лесов. Вес 1 фермы - 3 тонны.

Для установки оконных переплетов на ТЭЦ - впервые в СССР - построены железокирпичные импосты, предложенные. прорабом инженером Фрезинским. Кладка их в 2 раза скорее железобетонных и, кроме того, сокращен дефицитный материал - цемент. Длина импоста достигает 6 мел ров».

В течение двух лет станция была окончательно достроена, и город начал получать тепло и горячую воду для бы товых нужд. В тот период ТЭЦ ГАЗ была одной из самых мощных станций СССР. За восемь десятков лет своего лидерства в сфере энергетики она не растеряла.