Большинство предприятий не раз в своей истории переживают обновление— возникают новые традиции, с развитием технического прогресса крепнет мощь производства. Типична в этом отношении и биография Горьковского автомобильного завода.
Восьмая пятилетка определила новые и значительные планы роста производства. Увеличение выпуска грузовых машин требовало новых площадей, высказывались мысли о постройке нового завода, но подсчеты показали, что это обойдется значительно дороже, чем реконструкция.
В апреле 1966 г. правительство утвердило новое проектное задание по дальнейшей технической реконструкции Горьковского автозавода, увеличению его производственных мощностей. На эти нужды государство выделяло 125 млн. руб. В реконструкции участвовали 19 проектных и исследовательских НИИ, свыше 20 строительных и монтажных трестов, более 500 заводов и фабрик поставляли оборудование и приборы. Их деятельность координировалась управлением капитального строительства завода. «Прижатый» к реке Оке жилыми массивами города завод не имел собственной территории для дальнейшего расширения. За счет средств, отпущенных на реконструкцию, было предпринято сооружение ряда специализированных филиалов в Горьком, Арзамасе, Чернигове.
Перевооружение и реконструкция крупнейшего предприятия страны всегда были в центре внимания Горьковской областной и городской партийных организаций, которые оказывали коммунистам завода действенную помощь в устранении возникающих трудностей. Неоднократно на строительных площадках автогиганта проходили выездные заседания бюро Горьковского обкома КПСС. В сентябре 1966 г. пленум Горьковского горкома КПСС* проведенный прямо на предприятии, обсудил ход выполнения решений девятнадцатой областной и шестнадцатой городской конференций по подготовке производства новых автомобилей и развитию Горьковского автомобильного завода. Члены горкома партии, руководители ряда заводов, строительных организаций, представители заводской общественности осмотрели образцы новых автомобилей, побывали на участках реконструкции. В принятом пленумом постановлении определялись и основные этапы реконструкции на ближайшие пять лет, предусматривалось одновременное техническое перевооружение заводов-смежников — «Красной Этны», Борского стекольного и др.
Намеченное планом постепенно приобретало зримые очертания, воплощалось в уникальные станки, агрегаты, автоматические линии. Расширялись старые, появлялись новые цехи, отстраивались заводы-филиалы. В первые годы восьмой пятилетки вступил в строй корпус управления смежных производств, а также новейший в техническом отношении литейный цех № 7, третья очередь заводской ТЭЦ. На новые площади переместился отделочный участок цеха сборки грузовых автомобилей. Готовясь к массовому выпуску легкового автомобиля ГАЗ-24, автозаводцы соорудили пристрой к северной части цеха сборки кузовов. И все же темпы реконструкции завода в первые три года пятилетки не отвечали поставленным задачам. Потребности народного хозяйства в грузовых автомашинах все более возрастали. В марте 1969 г. было решено принять меры по ускорению ввода в действие мощностей по выпуску грузовых автомобилей. Техническое перевооружение Горьковского автозавода было отнесено к числу важнейших строек страны. Бюро обкома КПСС объявило реконструкцию автозавода одной из главных задач всей областной партийной организации.
Создается несколько специализированных трестов, в том числе «Автозаводстрой», которые форсировали строительно-монтажные работы. В 9-м механосборочном корпусе, одном из важнейших объектов реконструкции, решалась судьба резкого наращивания производственных мощностей для выпуска грузовиков. Это сооружение в 1,5 раза превышало площадь зданий завода, построенных в 1931 г. Здесь впервые в Советском Союзе вводился прогрессивный поточно-конвейерный метод сборки конструкций покрытия: секции и пролеты собирались на земле, а затем с помощью кранов устанавливались на свои места. Значительно опережали установленные сроки бригада бетонщиков во главе с А. И. Макаровым, бригада каменщиков под руководством Н.А. Спички; большим мастером монтажных работ зарекомендовал себя А. Данилычев, удостоенный ордена «Знак Почета», несколько лет спустя его бригада была среди первых на БАМе.
В ноябре 1970 г. на строительстве корпуса № 9 побывал А.Н. Косыгин. Опыт горьковчан, применивших конвейерный способ сборки и сооружения крупных цехов, получил высокую оценку в его докладе на XXIV съезде КПСС На финише пятилетки был принят в эксплуатацию пусковой комплекс прессовой кузницы. В просторном и светлом здании установлены прессы большой мощности: за один рабочий ход они превращают горячую заготовку в автомобильную деталь. Нагрев заготовок производится на специальных установках токами высокой частоты. В новом цехе не стало дыма и копоти — спутников старых кузнечных цехов. Комплексно-механизированная линия прессовой кузницы вошла в строй действующих в 1971 г. и выдала первую партию продукции — несколько тысяч тонн поковок. Немалую лепту в эту победу внесли ветераны труда бригадир слесарей И. И. Погодин и заместитель начальника цеха В. А. Живчиков.
Это лишь некоторые важные объекты реконструкции основного предприятия. Одновременно решалась вторая важная задача реконструкции — строительство предприятий-филиалов. В 1967гг. недалеко от автозавода был построен первый в стране специализированный завод штампов и пресс-форм. Такое предприятие было крайне нужно, поскольку крупные штампы для освоения новых марок машин приходилось импортировать (в частности, из ФРГ и Франции). На новое предприятие перешли работать квалифицированные специалисты, умевшие изготовлять сложнейшие пресс-формы и штампы с высокой точностью, инженеры-конструкторы и технологи, способные разработать конструкции этой оспастки, их технологию. Здесь была изготовлена первая отечественная пресс-форма для отливки алюминиевого блока двигателя модели ГАЗ-24.
Рядом с этим предприятием возник другой филиал автозавода — завод коробок скоростей общей площадью 100 тыс. кв. м. Это вполне современное предприятие, оснащенное автоматическими линиями, трудоемкость изготовления всех деталей коробок скоростей была значительно снижена.
Появились и другие филиалы. В их числе — завод гусеничных тягачей в Заволжье, заводы запасных частей в Арзамасе и Чернигове. Организуя заводы-филиалы, автомобилестроители решали сразу несколько задач: во-первых, резко увеличивался выпуск запасных частей, нужда в которых непрерывно возрастала; во-вторых, закрепляя за филиалами изготовление ряда изделий, автозавод высвобождал в своих цехах дополнительные площади для расширения производства автомобилей. Как правило, головной завод оснащал филиал новейшим оборудованием, помогал ему квалифицированными кадрами. Освоение нового производства происходило в кратчайшие сроки.
Реконструкция — это и новостройки цехов, корпусов, филиалов, и дальнейшее техническое перевооружение предприятия. В механосборочных цехах станки и агрегаты заменялись автоматическими линиями. В прессово-кузовном производстве появились оригинальные машины, оснащенные «механическими руками», фотоэлементной защитой, листоукладчиками, кантователями. Литейщики механизировали изготовление формовочных смесей, значительно увеличили к концу пятилетки выпуск точного литья, деталей, изготовляемых методом порошковой металлургии. В цехе металлопокрытий пущены автоматические линии для химико-гальванической обработки деталей и т. д. Так, на плавильном участке литейного цеха № 7 применялась полимерная изоляция индукторов, которая быстро приходила в негодность. Индуктор приходилось заново пере изолировать, материалы для этого покупать в Швеции. Возникла срочная необходимость найти взамен импортного свой, отечественный материал и испытать его в производственных условиях. За это дело взялись исследователи лабораторий пластмасс, лакокрасок, электролаборатории. В результате совместных усилий рецепт изоляции был найден. Подобранный материал оказался по качеству лучше шведского. В этих изысканиях активно участвовал главный инженер металлургического производства Б. П. Платонов. Опыт ремонта индукционных печей на автозаводе нашел применение на других предприятиях страны.
Механизация и автоматизация управленческого и инженерного труда, вычислительная техника в сочетании с совершенствованием структуры управления позволили автозаводу сократить расходы по содержанию административного персонала более чем на 5 млн. руб. в год. Комплекс мер по механизации и НОТ на складах и транспортных операциях, внедренных за пятилетку, позволили заводу высвободить 3 тыс. рабочих.
Немало полезных дел в летопись реконструкции вписали и народные контролеры. В 1969 г. на заводе имелось 160 групп и 784 поста народного контроля, объединивших 6250 дозорных. Менее чем за два года ряды контролеров выросли вдвое. Кроме того, в общественном контроле участвовали свыше 3 тыс. комсомольцев- прожектористов, активисты профсоюза. Только в 1969 г. по материалам контроля было издано 135 приказов и распоряжений; свыше 200 мероприятий и предложений, направленных на улучшение хозяйственной деятельности, были включены в цеховые и общезаводские планы. На счету дозорных в заводской бухгалтерии числилось свыше 1 млн. руб. сэкономленных предприятием средств. Вот один из примеров. С ряда комплектующих предприятий страны в группу народного контроля автозавода поступили сигналы о том, что некоторые детали, поставляемые с автомобилями, оказываются лишними. Было выявлено, что на большинстве заводов совершенно не используются кронштейны для крепления запасного колеса, а весит кронштейн 16 кг. В результате 17 заводов перестали получать ненужную деталь, и в заводскую копилку экономии только за пол года было внесено 40 тыс. руб. Этой экономией коллектив во многом обязан дозорным, в том числе инженеру КЭО К. В. Юхову, который возглавил операцию «кронштейн».
Работа автозаводских дозорных была рекомендована для распространения. В августе 1969 г. на автозаводе состоялось совещание по обмену опытом работы народных контролеров предприятий автомобильной промышленности. 11 лучших контролеров ГАЗа первыми в Горьковской области были награждены почетными знаками «За активную работу в органах народного контроля СССР», среди них слесарь цеха сборки моторов, председатель группы Баранов, слесарь автоцеха Красницкий, руководитель конструкторской группы КЭО К. В. Юхов и др.
Пытливая мысль лучших производственников орденоносного Горьковского автомобильного завода проявлялась в рационализаторстве и изобретательстве. В этой славной армии, насчитывавшей свыше 3 тыс. человек, наладчик цеха крупной штамповки Г. П. Бархатов, старший технолог механосборочного цеха № 2 В.Н. Назарычев, старший мастер рамного цеха JI. М. Топорков,; конструктор металлургического производства Е. С. Никифоров бригадир слесарей цеха гидроузлов В. И. Жемчугов, начальник участка ремонтно-механического цеха В. А. Быков, бригадир слесарей сборочного цеха № 2 Е. А. Багаев. В годы восьмой пятилетки на автозаводе трудились 42 лучших рационализатора Горьковской области и 8 заслуженных рационализаторов РСФСР. Слесарь кузнечного корпуса Г. Г. Кривша, старший технолог цеха сборки грузовых автомашин А. А. Трегубов стали заслуженными рационализаторами РСФСР в 1968 г.
Внушительную силу представлял и отряд изобретателей свыше 500 человек. Если в 1958 г. на заводе было подано 14 заявок на изобретения, то десять лет спустя в Комитет по делам изобретений направлялось ежегодно более 200 таких заявок.
Новыми именами пополнилась в год ленинского юбилея семья автозаводских лауреатов. Группе специалистов предприятия (Н. И. Туркину, И. Г. Сторожко, В. Н. Лебедеву, Е. М. Мурашки- ну, Л. Р. Глухову, В. Г. Лазареву и М. А. Турчину) за постановку на производство новых машин была присуждена Государственная премия.
Инициаторы создания новой техники постоянно руководствовались рекомендациями совета ВОИР, их работа тесно увязывалась с нуждами технико-экономического совета, научно-технического общества. Организации НТО автозавода уже в первом году восьмой пятилетки за успехи в ускорении технического прогресса по итогам Всесоюзного смотра-конкурса было присвоено первое место, денежная премия и диплом Всесоюзного совета НТО.
Еще осенью 1966 г. по призыву рационализаторов и изобретателей инструментально-штампового корпуса и цеха цветной арматуры началось движение за создание рационализаторского фонда пятилетки. Отмечая 100-летие со дня рождения В. И. Ленина автозаводцы внесли в этот фонд свыше 18 млн. руб. экономии, внедрили около 40 тыс. новшеств, в том числе 220 изобретений.
Реконструкция, техническое перевооружение предприятия,; создание новых филиалов требовали специалистов высокого класса, способных активно участвовать в научно-технической революции. Среди принятых на основное производство рабочих в 1966 г. около 74% имели образование не ниже семилетнего. Число же дипломированных специалистов выросло за пятилетку на 13,5%, составив в 1970 г. 79,8% инженерно-технического персонала. Эти важные социальные сдвиги в развитии коллектива обусловлены отличной учебной базой.
С 1968 г. каждому молодому специалисту, прибывшему на автозавод, вручался «План освоения профиля работы» — своеобразное техническое задание, которое должно быть выполнено за год. Традиционными стали на ГАЗе научно-технические конференции молодежи, которые не только расширяли ее технический кругозор,: но и выявляли молодых специалистов, владевших организаторскими способностями, достойные выдвигались на руководящие посты.
По инициативе ЦК ВЛКСМ с сентября 1966 г. в стране начался Всесоюзный смотр технического творчества молодежи под девизом: «Пятилетке — мастерство и поиск молодых!» На автозаводе были созданы штабы и секции технического творчества молодежи (ТТМ). Свыше 100 творческих молодежных бригад под руководством опытных специалистов взялись за решение конкретных технических задач.
Заслуженные рационализаторы РСФСР Г. Г. Кривша, А. В. Зо- лин, Б. А. Швечков, А. А. Булычев, А. С. Обломов, А. А. Трег бов и другие новаторы обязались за счет разработки и внедрения своих изобретений и рацпредложений снизить трудоемкость работ и высвободить для других участков производства одного-двух человек в год, а также привлечь к рационализаторской деятельности 2—3 комсомольцев, оказывать им помощь в подготовке предложений по повышению производительности труда. Слесарь Г. Г. Кривша увлек рационализаторским поиском трех молодых рабочих. На счету его воспитанника Ю. Мезинова в 1969 г. значилось 12 рацпредложений, внедрение которых дало 5 тыс. руб. экономии.
Этот почин, поддержанный парткомом, нашел многочисленных последователей. В течение года число молодых рабочих и специалистов, участвующих в творческой работе, удвоилось. В 1968 и 1969гг. экспонаты молодых автозаводцев на ВДНХ завоевал 2 золотые, 2 серебряные и 13 бронзовых медалей. Золотыми лауреатами стали слесарь Владимир Калачев и конструктор Виктор Куколев.
Техническое перевооружение предприятия помогло улучшить качество продукции.