Родился и вырос Борис в рабочей семье. Его отец, станочник-профессионал,
любое задание выполнял увлеченно, с выдумкой. Его ответственность,
вдумчивость и добросовестность передались и сыну - с ранней юности он
отличался самостоятельностью. Юноша неплохо рисовал, поэтому поступил учиться
в знаменитое Пензенское художественное училище.
В начале 30-х годов прошлого столетия семья Лебедевых переехала из провинциального Арзамаса в Нижний Новгород, где велось строительство автомобильного завода. Бориса приняли художником-оформителем в школу ФЗУ. В 1937 году он переходит на автозавод. Поначалу занимался оформлением эксплуатационной документации автомобилей ГАЗ-АА, ГАЗ-М1 в бюро инструкционных материалов техотдела (впоследствии КЭО), а потом - счастливый поворот судьбы - его пригласили в отдел кузовов. Новой профессии художника- стилиста он учился у В.Я.Бродского и В.И.Самойлова, с их помощью осваивал основы дизайна.
будучи семейным человеком, отцом двоих детей, Борис Борисович ушел на фронт. Воевал в составе батальона аэродромного обслуживания, демобилизовался только в 1947-м.В родной коллектив вернулся кавалером ордена Отечественной войны II степени, будучи награжденным за ратные подвиги медалями «За боевые заслуги», «За победу над Японией» и другими знаками отличия. С каким желанием, энтузиазмом включился бывший фронтовик в творческую работу по созданию первого советского 6-местного автомобиля повышенной классности ГАЗ- 12 ЗИМ (ведущий конструктор Н.А.Юшманов)!
Для дизайнерской проработки проекта в бюро кузовов сформировали специальную группу, в которую вошли Л.М.Еремеев и С.В.Ялышев, а потом и Б.Б.Лебедев. Впервые внешняя форма отрабатывалась на гипсовых, а не на деревянных макетах, что позволило сократить сроки отработки и уменьшить материальные затраты. Борис Борисович в полной мере продемонстрировал трудолюбие, организованность, творческий подход. Дружный коллектив сумел создать в сжатые сроки красивый, запоминающейся внешности автомобиль.
Еще один интересный этап в творческой биографии - совместная с
Л.М.Еремеевым работа над дизайн-проектом «Волги» ГАЗ-21 (ведущий конструктор А.М.Невзоров).
Автомобиль отличался оригинальным внешним видом, изяществом форм, улучшенной
аэродинамикой, увеличенным объемом багажника и был хорошо принят потребителем.
«Звездный час» Б.Б.Лебедева наступил в 1955 году, когда на завод поступил правительственный заказ на создание автомобиля большого класса взамен ГАЗ-12 ЗИМ. Борис Борисович всегда внимательно следил за развитием автомобилестроительной отрасли, изучал иностранные журналы, специальную литературу, в совершенстве освоил профессию художника-стилиста. И сумел победить в конкурсе, проводившемся среди -дизайнеров, - лучшим был признан проект легкого и стремительного автомобиля, будущей «Чайки». Уже в январе 1959 года первая партия машин отправилась в Москву в качестве подарка делегатам и гостям XXI съезда КПСС.
Автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» получил признание и на международном уровне - на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в 1958 году он был удостоен Гран-при. Кстати, это был один из двух главных призов, которых когда-либо удостаивались за рубежом отечественные легковые автомобили. По крайней мере, до середины 90-х годов западные коллекционеры буквально гонялись за раритетной моделью «Чайки» и не раз обращались на Горьковский автозавод с просьбой изготовить ее.
Страна после войны стремительно развивалась, развивался и наш завод. Разработку новых моделей газовских грузовиков, которые должны были прийти на смену ГАЗ-51, вели в КЭО. Вновь за основу был принят проект, предложенный Б.Б.Лебедевым и Л.М.Еремеевым. Новая современная кабина повышенной комфортности стала базовой для семейства автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-5ЭА (ведущий конструктор Б.Й.Шихов), ГАЗ-52-04. Кабина была оборудована мягкими сиденьями с облегающей спинкой, эффективной вентиляцией и отоплением, обдувом и обмывом ветрового стекла, стеклоочистителями с электроприводом, двумя большими зеркалами заднего вида... Эти модели грузовиков отлично зарекомендовали себя в различных районах нашей страны, в том числе на Крайнем Севере и в пустынях.
Следующей этапной работой Бориса Борисовича Лебедева стал дизайн-проект автомобиля ГАЗ-66 (выполнялся совместно с Л.М.Еремеевым), предложенного взамен ГАЗ-6З. Впервые на заводе и в Советском Союзе появился грузовик с откидывающейся вперед кабиной над двигателем и цельнометаллической платформой (ведущий конструктор Р.Г.Заворотный). Такое оригинальное решение позволило увеличить полезную длину платформы на 400 мм' разместить запасное колесо за кабиной. Погрузочная высота платформы снизилась на 285 мм. Было найдено оптимальное решение для столь оригинальной компоновки кабины: все рычаги управления, кроме педалей тормоза и сцепления, дроссельных заслонок, для упрощения их конструкции, повышения надежности и долговечности вывели на неподвижный съемный пол. Впервые на этой кабине появились раздельные одноместные сиденья водителя и пассажира, имеющие регулировку в продольном направлении и по углу наклона спинки, предложена эффективная система термоизоляции кабины.
В 1961 году для выполнения новых задач в отделе кузовов организовали художественно- конструкторское бюро (ХКБ), руководителем которого назначили Б.Б.Лебедева. На этой должности в полной мере реализовались такие качества Бориса Борисовича, как инициативность, профессионализм, умение организовать людей и мобилизовать их на выполнение сложных задач.
Несомненная заслуга Б.Б.Лебедева - выработка концепции устройства помещения ХКБ. Появились высокий светлый зал с вращающимися подиумами для осмотра макетов автомобилей, специальные изолированные помещения для выполнения столярных работ по дереву, слесарных и граверных работ по металлу, работ с пластилином, зал для черчения, рисования... В итоге дизайн- центр в новом корпусе КЭО- УКЭР надолго стал предметом светлой зависти специалистов других автозаводов страны.
Под руководством и при непосредственном участии Б.Б.Лебедева в новом ХКБ были разработаны дизайн-проекты легкового автомобиля ГАЗ- 24 «Волга» и его модификаций ГАЗ-24-02 «универсал», ГАЗ-24-02 оры ..Невзоров, В.Б.Реутов), ГАЗ-14 «Чайка» (автор С.В.Волков, ведущие конструкторы В.Н.Гуриков, В.Н.Носаков), ГАЗ-ЗЮ2 «Волга» (авторы Н.И.Киреев, С.В.Волков, ведущий конструктор В. Б. Реутов).
Борис Борисович является основным автором товарного знака «ГАЗ», свою лепту
внес он и в дизайн-проект детского автомобиля «ГАЗ».
За трудовые успехи Б.Б.Лебедева неоднократно награждали Почетными грамотами предприятия и министерства, он удостоен знаков «Победитель соцсоревнования», «За развитие дизайна», медали «Ветеран труда», ему присвоено звание «Заслуженный автозаводец». Честный, добросовестный, порядочный человек, специалист высокого класса - так отзываются о нем все, кому довелось работать с Борисом Борисовичем.
Конечно, солидный возраст дает о себе знать. Болезни не обошли стороной уважаемого ветерана, но голова у него по- прежнему светлая, а память хорошая, надежно хранит яркие воспоминания о прожитых годах, войне, работе на ГАЗе...
Уважаемый Борис Борисович! Примите искренние поздравления со знаменательным юбилеем и слова сердечной благодарности за упорный, самоотверженный труд, за ваши знания и опыт, которыми вы бескорыстно делились с коллегами и учениками. Низкий вам поклон за то, что всю свою жизнь вы посвятили любимой работе и родному заводу!