22 июня 1941 года... В Стригинском бору было шумно и
весело. Молодые рабочие, сбросив легкие рубашки и подставив крепкие плечи
теплому июньскому солнцу, с азартом играли в волейбол. Побеждала команда литейщиков,
и юные красавицы-болельщицы хлопали в ладоши, радуясь каждому заброшенному
мячу. На центральной сцене чествовали передовиков производства - накануне с
конвейера автозавода сошел миллионный мотор! В одном из открытых павильонов лектор
рассказывал о прочных дружеских отношениях СССР и Германией. Под звуки
популярного фокстрота «Рио-Рита» на танцевальной площадке кружились пары.
Взрослые и детвора, удобно устроившись за столиками летнего кафе, с
наслаждением ели мороженое. По радио транслировали праздничный концерт.
В полдень музыка прервалась. «Граждане и гражданки Советского Союза! - послышался из хрипловатых репродукторов голос заместителя председателя Совнаркома В.М.Молотова. - Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну».
Страшное известие разом перевернуло все. Инженер И.А.Харкевич записал в дневнике: «Вячеслав Михайлович кончил свое сообщение, призвав народ на защиту своей Родины. Уже гремели по радио из Москвы веселые боевые песни и марши. Тихо сидели вокруг радиоприемника и плакали. Тяжесть легла на сердце, померкнул яркий летний день. Что-то будет? И какие ужасы принесет нам эта война? Не нужна она нам, но, видно, воевать придется... Пришла война, пришло много горя и слез для нашей Родины...»
Услышав сообщение о начале войны, люди потянулись к
заводу. На площади у Главной проходной состоялся общезаводской митинг. Рабочие
и инженеры поклялись отдать все свои силы делу Победы. В кабинете директора
автозавода И.К.Лоскутова собралось все руководство предприятия. «Обычно шумные,
любившие веселую шутку люди непривычно тихо сидели за столами, - вспоминал он.
- Пожалуй, это было самое короткое совещание, но с самым емким и единодушным
решением: «Выходные отменяются. Переходим на 12-часовой рабочий день. Будем
работать. Всё - для фронта!»
«Спали рядом с рабочими местами..»
Война резко изменила задачи предприятия. Необходимо было перестроить производство на выпуск оборонной продукции: танков, танковых моторов, авиадвигателей, броневиков, минометов, реактивных снарядов, боеприпасов. «В основу организации производства мы положили автомобильную технологию с поточным изготовлением деталей... По новому плану разместили в цехах производству деталей.
Почти каждый день из Москвы приходили распоряжения, связанные с освоением новых изделий.
Постановлением №1 от 1 июля 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) обязал дирекцию Горьковского автозавода немедленно приступить к изготовлению моторов М-17 для танков Т-34, выпускавшихся в Сормове, а также обеспечить холодную и горячую штамповку части деталей, начать производство фильтров, воздухоочистителей и гусеничных траков. Во второй половине 1941 года Горьковский автозавод получил заказы на изготовление 82-миллиметровых батальонных минометов, колясок к армейским мотоциклам М-72, деталей пистолета-пулемета Шпагина (ППШ), металлических звеньев к крупнокалиберным 12,7-миллиметровым пулеметам, ряда узлов к артиллерийским системам, ручных гранат РПГ-1 для истребительных батальонов и многого другого.
Прорабатывая процесс производства корпусов реактивных снарядов М-13, предназначенных для «Катюш», автозаводцы усовершенствовали технологию их изготовления. Впервые в мировой практике был использован штампосварной способ производства реактивных снарядов - сократился расход металла, электроэнергии и увеличился объем выпускаемой продукции. Образцы снарядов, изготовленные под руководством инженеров С. И. Русакова, М.И.Клушина, А.Я.Фрейдлина, П.Г.Гребельника, успешно выдержали испытания.
Если в 1940 году на заводе выпускалось 9636 наименований деталей, то только
в декабре 1941 года - свыше 17000! Колоссальный объем работы, который
требовалось выполнить «любой ценой»! И.К.Лоскутов писал: «Работали, не
считаясь со временем. Работали и днем, и ночью, и в выходные дни... Тысячи
автозаводцев неделями не выходили из цехов - спали рядом со своими рабочими
местами, питались в заводских столовых».
В командировку - на танке
В первые недели войны на фронте сложилась катастрофическая ситуация. По мнению советского руководства, превосходство в танках позволило противнику быстро продвигаться вглубь территории страны. И это преимущество врага необходимо было скорейшим образом ликвидировать. 20 июля 1941 года вышло постановление ГКО о налаживании на ГАЗе производства легких танков Т-60, разработанных на заводе №37 (Москва). «Я приехал на ГАЗ.- в командировку неопределенной длительности, - вспоминал конструктор танка Н.А.Астров. - Приехал несколько необычным способом: сам привел танк Т-60 своим ходом из Москвы. Прямо в танковом обмундировании явился в КЭО к столу... Липгарта, чему тот был несказанно удивлен... Танк, на котором я приехал, был разработан в Москве. На нем был установлен 6-цилиндровый двигатель ГАЗа».
Созданная «на скорую руку» боевая машина оказалась во
всех отношениях крайне «сырой». Под руководством А.А.Липгарта и Н.А.Астрова
специалисты ГАЗа (В.А.Дедков, В.К.Рубцов, Ю.Н.Сорочкин и другие) внесли
существенные изменения в конструкциюТ-60. 24 июля 1941 года в кузовном корпусе
был организован отдел №5 под руководством Г.К.Па- рышева по выпуску танков.
Уже 6 сентября 1941 года завод доложил об освоении производства легких танков
Т-60, а в октябре наладили их регулярный выпуск. Впервые в практике
отечественного танкостроения была введена конвейерная сборка танков!
Критическое положение, сложившееся под москвой в 1941г. Потребовало увеличение
производства военной техники. Просьбы к союзникам об открытии второго
фронта не увенчались успехом. Английский премьер-министр У.Черчилль, обещая оказать
поддержку в будущем, заявил советскому послу, что сейчас «вам может помочь
только Бог, в которого вы не верите». Надеяться можно было только на себя.
Напряжение достигало апогея - линия фронта приближалась к Москве. Осенью 1941
года решалась судьба страны, ее народа... В ночь на 21 октября 1941 года на
Горьковский автозавод пришла телеграмма председателя ГКО И.В.Сталина: «Немецкая
армия имеет большое превосходство в танках над нами. Для успешной борьбы с
немецкими фашистами и для защиты Москвы нужно давать каждый день нашей армии
больше танков... Нужды обороны страны и Москвы требуют, чтобы ваш завод резко
увеличил выпуск танков Т-60 и в ближайшие 2-3 дня начал выпускать по десяти
танков в день, а к концу октября - до пятнадцати танков в день. Прошу выполнить
это задание. Надеюсь, что все рабочие и инженеры завода честно
выполнят свой долг перед Родиной» Единственным крупным промышленным центром,
близким к Москве, был Горький с расположенным здесь автогигантом. Именно к
автозаводцам обратился с просьбой о помощи глава государства. И они не
подвели. Они прекрасно осознавали ту громадную ответственность, которая легла
на их плечи: лини* фронта с каждым днем приближалась к столице, Красная Армия,
истекавшая кровью нуждалась в военной технике...
Обстановка - боевая
Руководство предприятия перешло на казарменное положение. Инженеры, мастера рабочие сутками не выходили из цехов. Из дневника инженера В.А.Лапшина (ноябрь 1941 года): «Всю неделю работали по ремонту компрессора... День и ночь был на заводе Ночью прикорнешь где-нибудь на стуле вздремнешь с полчасика-часик и опять на ногах». Автозаводцы совершали каждодневный трудовой подвиг, не щадя своих сил, спасая столицу и страну от врага. В ноябре 1941 г. не предприятии появился лозунг: «Мы у станке стоим, как у орудий. Мы в цехе, как на линию огня!» И действительно, атмосфера напоминала боевую. Рабочий стал солдатом, инженер - командиром. В ноябре 1941 года немецкая авиация нанесла первый массированный удар по предприятию, но бомбежки не сломили духа автозаводцев. Каждый день из проходных предприятия на фронт шла боевая техника. Через месяц после получения телеграммы И.В.Сталина, 21 ноября, директор ГАЗа И.К.Лоскутов докладывал: «Автозаводцы выпускают сейчас не по 15, а по 20 танков в сутки». Если в октябре 1941 года предприятием было выпущено 215 танков, то в ноябре - уже 480, а в декабре - 625 боевых машин. Суровой зимой 1941 года, Горьковский Автозавод сыграл одну из ключевых ролей в снабжении армии военной техникой во время самого напряженного сражения великой отечественной войны- Битвы за Москву.
Благодаря в том числе героизму и самоотверженному труду автозаводцев удалось отстоять столицу. Танки Т-60, принимавшие участие в знаменитом параде 7 ноября 1941 года на Красной площади, стали одним из символов победы под Москвой. С сентября по декабрь 1941-го Горьковским автозаводом было выпущено 1323 танка Т-60 (что составило около 30 % от всех произведенных танков и САУ в СССР за период с июля по декабрь 1941 года).
29 декабря 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «за образцовое выполнение заданий партии по выпуску оборонной продукции» Горьковский автозавод был награжден орденом Ленина. Большая группа автозаводцев была отмечена правительственными орденами и медалями.
19 марта 1942 года в Киноконцертном зале автозавода Председатель Президиума
Верховного Совета СССР М.И.Калинин вручил трудовому коллективу Горьковского
автозавода орден Ленина. В своем выступлении он отметил: «Ваш завод дает
ежедневно продукцию для фронта, создает (ее) героическим трудом, который
отмечен правительством. Это большой подвиг».
Сто штурмовых дней и ночей Тяжелым испытанием для автозавода стали удары немецкой авиации. Накануне
Курской битвы противник провел одну из крупнейших воздушных операций за всю
историю второй мировой войны, направленную на уничтожение Горьковского
автозавода. Немецкие пилоты сбрасывали свой смертоносный груз на цеха, жилые
кварталы Соцгорода, заводские поселки, с улыбкой на лице расстреливали из пулеметов
людей. Из дневника И.А.Харкевича: «5 июня. Теплая и тихая
летняя ночь, ни облачка, все небо усыпано звездами, на западе еще не потухла
вечерняя заря. В 00 час. по радио завыла сирена воздушной тревоги... Вдруг с
неба - яркие звездочки, и через несколько минут штук по 20 осветительных ракет
повисло в различных местах над Автозаводом. Наш поселочек был осветлен, как
днем. Послышался нарастающий свист бомб и грохот разрывов. Первые бомбы упали
на ТЭЦ, с тяжелым сердцем смотрел я на пламя, которое взвилось над котельной.
Столбы пламени под грохот взрывов поднялись и в других частях Автозавода.
Сразу целая огненная стена выросла над Автозаводом, таких налетов еще не
было. Немцы неистово бомбили по образовавшимся огненным ориентирам,
одновременно круша шоссейные дороги вокруг завода и поселков... К двум часам
ночи реже стали взрывы бомб, море огня полыхало над Автозаводом. Зенитки стали
бить время от времени. Скоро все затихло. Тишина стояла непривычная, не слышно
шума завода, доносились голоса людей, гудки автомашин. Дым стелился сплошным
облаком, чуть гонимый предутренним ветерком... Восток разгорался зарей, а с
запада нашего поселка полыхало море огня, заливаемое едкими струями пожарных
машин из пожарных водоемов. Воды не было, водозабор стоял, и замер весь громадный
наш завод». В результате семи налетов на автозаводе было
разрушено более 50 зданий и сооружений (в том числе и такой объект особой
важности, как колесный цех), уничтожено более 9 тысяч единиц оборудования. В
районе погибло 282 человека, более 500 получили ранения.Процесс восстановления
автозавода взял под личный контроль Председатель ГКО И.В.Сталин. На
предприятие была направлена большая комиссия во главе с Л.П.Берия. Директора
завода А.М.Лившица сняли с занимаемой должности, завод вновь возглавил И.К.Лоскутов.
Со всех концов страны на автогигант были направлены рабочие и инженеры. Из
Москвы привезли металл, предназначенный для строительства Дворца Советов. Сталь
сверхвысокой прочности особой марки ДС позволила уменьшить количество балок и
ферм. 28 октября 1943 г. автозаводцы и строители отправили в ГКО рапорт о
восстановлении завода. Его подписали более 27 тыс. человек. Это героический
период вошел в историю завода, как сто штурмовых дней и ночей. 9 марта 1944 года автозавод за досрочную ликвидацию последствий налетов
вражеской авиации, успешное выполнение заданий ГКО по освоению производств,
усовершенствование боевой техники и образцовое снабжение фронта военной
продукцией был награжден второй правительственной наградой - орденом Красного
Знамени. В две смены по 12 часов В годы войны на автозаводе большое развитие получило движение ударников
производства: «многостаночников», «двухсотников», «трехсот ников» - рабочих,
трудившихся на нескольких станках и перевыполнявших в два-три раза
установленные нормы. Осенью 1941 г. на предприятии возникли фронтовые
молодежно-комсомольские бригады (В.Тихоми- рова, Ф.Любавина, В.Шубина, И.Якименко),
которые достигли высоких производственных показателей. Почин автозаводцев
получил широкое распространение по всей стране. В заводские цеха пришли
подростки и женщины, заменившие мужчин, сражавшихся на фронте. Новые кадры в
короткие сроки осваивали тяжелые мужские профессии, перевыполняя
производственные нормы (Т.И.Лап- шина, П.Е.Мокшина, Н.В.Воробьева,
Т.И.Масленникова, Д.К.Емельянова). Типичную картину повседневной производственной
жизни завода нарисовал в своих воспоминаниях В.В.Белокриницкий (начальник
механосборочного цеха №6): «1 октября (1941 года. - А.Г.) меня
назначили начальником цеха... С первого дня работа в цехе велась в две смены
по 12 часов. Первый наш выходной был 7 ноября Руководство цеха, начальники участков жили большей частью
прямо в цехе, дома бывали редко, заглядывали на часок-другой... Идешь по цеху
- стоят у станков женщины, подростки, только особо тяжелые работы выполняли
мужчины преимущественно пожилые. У многих бледные, истощенные, усталые лица, но
- никаких жалоб... Значительную группу составляла переданная заводу воинская
часть - «трудовой батальон», состоящий из людей пожилых, непригодных по
здоровью к строевой службе». Победа в цифрах Победной весной 1945 года автозаводцы получили письмо Маршала Советского
Союза Г.К.Жукова. Прославленный полководец писал: «Воины-фронтовики высоко
ценят продукцию, созданную вашими руками. Враг уже не раз чувствовал на своей
спине сокрушительную мощь наших ударов. И каждый боец также знает, что оружие,
которое ему дала в руки наша Родина, никогда не подведет в бою и принесет
нашему народу полную победу над врагом». 16 сентября 1945 года Указом Президиума Верховного
Совета СССР за успешное выполнение заданий ГКО по выпуску артиллерийских
самоходных установок для Красной Армии коллектив Горьковского автозавода был
награжден орденом Отечественной войны I степени. За годы войны славному коллективу
автозаводцев 33 раза присуждалось переходящее Красное знамя ГКО, которое в
результате было передано на вечное хранение Горьковскому автозаводу. Трудовыми
наградами были отмечены 1429 автозаводцев. Невозможно переоценить роль Горьковского автозавода в обеспечении фронта
боевой техникой и вооружением. В военный период на предприятии было выпущено: более 167220 автомобилей (из них 157759 грузовых), около 10 тысяч танков и 9 тысяч САУ (что составило около 20% всех более 9 тысяч бронеавтомобилей, более 24 тысяч минометов, около 12 миллионов различных снарядов, в том числе 30 тысяч снарядов для
реактивных установок «Катюша», более 79 тысяч моторов и газогенераторных установок (среди них около 9
тысяч авиамоторов), более 11 миллионов мин, свыше 11 миллионов авиавзры- г: зателей, более 24 миллионов пулеметных и свыше 500 тысяч аэродромных звеньев, 309 аэросаней, более 2,5 миллиона колес (ГАЗ обеспечивал колесами все автомобильные и
большую часть артиллерийских заводов страны). Высокого звания Героя Советского Союза были удостоены 38 автозаводцев, 7
фронтовиков стали полными кавалерами ордена Славы. Жизнь вопреки войне Война принесла с собой много трудностей и лишений. Уже в первую военную
весну все пустующие земли в районе и вокруг него были превращены в огороды
заводчан. Из воспоминаний П.В.Гордина: «Отец после смены брал лопату на плечо -
и в поле: полуголодный, после кузницы - он копал». Основной культурой, которую выращивали автозаводцы, был картофель. Из
дневника В.А.Лапшина: «12 сентября 1943 г. Сегодня картофельный день. По всем
улицам везут на тачках, тележках, машинах, несут на плечах мешки с картофелем». Автозаводцы в трудных условиях военного времени помогали фронту всем, чем
могли: рабочие и инженеры отдавали часть своего небольшого заработка в фонд
обороны, женщины отправляли бойцам посылки с теплыми вещами, связанными после
трудовой вахты. На всю страну стал известен подвиг ребят района, собравших
средства на строительство танка и броневика. В году два «Автозаводских школьника» - так были названы боевые машины -
начали свой фронтовой путь. И.В.Сталин послал телеграмму ученикам школы №19
(сейчас №126): «Прошу передать работникам и учащимся неполной средней школы
Автозаводского района г. Горького, собравшим 20000 рублей на строительство
танка «Автозаводский школьник», мой горячий привет и благодарность Красной
Армии». В годы войны Автозавод стал крупным лечебно-эвакуационным центром. Часть
школьных зданий района переоборудовали в госпитали, где лечились раненые бойцы
Красной Армии. Обессиленные тяжелыми условиями работы, скудным питанием, люди
с большим трудом переносили даже самые легкие заболевания. Сутками не выходя
из операционных и больничных палат, врачи совершали каждодневный подвиг,
спасая жизни людей. Навсегда в историю автозавода вошли имена врачей
И.М.Кройка, Н.И.Ворониной, Е.В.Хворовой, П.М.Спиридоновой, А.И.Зайцевой и
многих других. За годы войны 38800 патриоток Автозавода сдали 12,5 тысячи
литров крови (только одна Клавдия Кузяева сдала 10 литров)! Война нанесла колоссальный ущерб демографической сфере Автозавода. В 1946
г. в районе проживало лишь 118 тысяч человек, хотя по прогнозам середины 30-х
годов к 1947 г. население должно было увеличиться до 248,7 тысячи. Только во
второй половине 50-х годов численность жителей достигла довоенного уровня. ...День Победы - праздник, который является связующим звеном между разными
поколениями, незыблемой исторической точкой опоры современной России. Низкий поклон вам, ветераны войны и труда, герои,
защитившие страну!