Строительство и довоенные годы
История развития Горьковского автомобильного завода, а именно так он раньше назывался, началась в 1929 году после принятия решения ВСНХ СССР о начале строительства автомобильного завода.
6 апреля 1929 года стало известно, что местом для будущего строительства выбран небольшой участок в Нижегородском крае - район около Нижнего Новгорода. 31 мая этого же года американская фирма Ford Motor Company согласилась оказывать техническую помощь по организации массового производства автомобилей типа «Ford-A» и «Ford-AA».
И вот уже 2 мая 1930 года состоялась торжественная закладка будущего авто-гиганта. В присутствии представителей общественных, партийных, профсоюзных организаций, рабочих из Москвы, Дзержинска и самих строителей завода, в фундамент была заложена капсула с надписью: «Нижегородский автомобильный завод станет одной из важнейших социалистических крепостей на Волге».
Строительство было выполнено в кратчайшие сроки - 1января 1932 года Нижегородский автомобильный завод (НАЗ) был готов к работе. В конце месяца с конвейера сошел первый автомобиль – грузовик НАЗ-АА, с 1933 года его переименовали в ГАЗ-АА. В конце года на автозаводе начинается сборка легкового автомобиля среднего класса ГАЗ-А.
Тот факт, что чертежи американской фирмы Ford послужили основой для первых автомобилей, не помешал внести некоторые изменения при производстве. На российских моделях была изменена форма радиаторов, усилены рулевые механизмы и картеры сцепления. Наряду с фордовскими патентами и собственными разработками, конструкторы автозавода с 1932 по 1938 освоили и выпустили 17 моделей и модификаций автомобилей на базе полуторки ГАЗ-АА:
17 апреля 1935 года в жизни завода произошло важное событие - с конвейера сошел стотысячный легковой автомобиль ГАЗ-А. Таким образом, при помощи американских специалистов впервые в СССР было освоено конвейерное поточное производство автомобилей.
В мае 1936 года автозавод начал серийный выпуск автомобиля ГАЗ-М-1, ставшего самой массовой моделью довоенного периода. Известный в народе, как «эмка», он стал основой для ряда модификаций:
К концу 30-х годов автозавод ГАЗ дал СССР 450 тысяч автомобилей и благодаря этому стал ведущим автозаводом страны.