В сентябре 1958 года Пленум ЦК КПСС принял постановление о созыве внеочередного XXI съезда КПСС. Передовые коллективы, следуя хорошей традиции, брали в честь предстоящего съезда повышенные обязательства. Автозаводцы первыми в г. Горьком и области обязались досрочно выполнить годовую программу 1958 года и дать сверх плана высококачественной продукции на 150 млн. рублей, выпустить к открытию съезда первую партию новых комфортабельных автомобилей «Чайка».
Инициативу автомобилестроителей быстро подхватили другие коллективы города. Когда открылся XXI съезд КПСС, в его адрес поступила телеграмма от сормовичей, обязавшихся в 1959 году дать сверх плана 2000 тонн стали и 2000 тонн проката, снизить себестоимость товарной продукции на 10% против себестоимости 1958 года.
Вместе со всем советским народом горьковчане единодушно одобрили утвержденные XXI съездом партии контрольные цифры семилетнего плана развития народного хозяйства.
Советские люди с новой энергией взялись за выполнение плана великих работ. Родилась новая форма всенародного соревнования— движение за коммунистический труд.
В г. Горьком инициаторами движения за коммунистический труд были комсомольцы и молодежь участка изготовления автомобильных клапанов кузнечного корпуса Горьковского автозавода, бригада монтажников цеха № 25 телевизионного завода им. Ленина, бригада прокатчиков среднесортного стана завода «Красное Сормово». Вслед за ними бригады коммунистического труда стали возникать и на других предприятиях.
В начале декабря 1958 года состоялся областной слет участников соревнования за коммунистический труд, созванный обкомом и горкомом КПСС, облсовпрофом, обкомом ВЛКСМ и совнархозом. «Работать, жить и учиться по-коммунистически - вот наш девиз»,— заявили участники слета.
Развернув соревнование в честь XXI съезда КПСС, коллективы промышленных предприятий г. Горького и области досрочно выполнили государственный план 1958 года и дополнительно изготовили различной продукции более чем на 1 млрд. рублен.
В массовом походе за механизацию и автоматизацию производства ценную инициативу проявил коллектив плавильного участка литейного цеха ковкого чугуна автозавода во главе с коммунистом М. П. Луковниковым, лауреатом Государственной премии.
Почин автозаводцев вызвал живейший отклик на всех горьковских предприятиях.
На основе широко развернувшегося соревнования промышленные предприятия г. Горького и области досрочно выполнили план первого года семилетки. Прирост продукции составил за год 10% вместо запланированных 8,2%. Много было изготовлено новых видов машин, механизмов, аппаратов и приборов.
Сормовичи вслед за 65-местной «Ракетой», построенном в 1957 году, создали в 1960-м 150-местный «Метеор», а в 1961-м по конструкции Р. Е. Алексеева был построен уже 300-местный корабль на подводных крыльях, названный «Спутником». Его скорость достигла 70 км в час. В 1962 году работникам завода «Красное Сормово»—Р. Е. Алексееву, Н. А. Зайцеву, Б. А. Зобнину, А. И. Москалину, Г. В. Сушину, И. М. Шапкину и В. Г Полуэктову — была присуждена Ленинская премия за создание скоростных пассажирских судов на подводных крыльях.
Сормовичи построили для Каспия уникальный железнодорожный паром по проекту, разработанному группой конструкт ров во главе с А. С. Рачковым. Длина парома 134 и ширина 18 метров, * дизель-электрический двигатель мощностью в 7200 л. с. обеспечивает ему скорость до 30 км в час1.
Новые трудовые победы были одержаны сормовичами в первом же году после XXI съезда КПСС. Они построили морской теплоход на подводных крыльях «Вихрь», 30-местный речной теплоход-автобус «Чайка» для мелководных рок Проектная скорость этого судна на подводных крыльях 90 100 км в час. В 1962 году сормовичи создали для Каспия новым, крупнейший в мире железнодорожный паром «Советский Азербайджан» большой грузоподъемности. На нижней палубе этого гиганта свободно размещаются десятки вагонов, его удобные комфортабельные каюты вмещают 300 пассажиров. Накатка вагонов на паром занимает всего 25 минут. Паром значительно сокращает пробег вагонов, облегчает и упрощает грузовые операции в двух крупных портах — Баку и Красноводске.
Новыми трудовыми подарками встретили горьковчане XXII съезд КПСС. За несколько месяцев до съезда по инициативе автомобилестроителей и сормовичей на всех предприятиях г. Горького развернулось предсъездовское социалистическое соревнование. Состоявшаяся в начале сентября 1961 года XIV Горьковская городская партийная конференция единодушно одобрила проекты новой Программы и Устава КПСС. Делегаты конференции сообщили Центральному Комитету партии, что коллективы предприятий города с честью выполнили предсъездовские обязательства. За 8 месяцев 1961 года только по 20 ведущим предприятиям было получено 4,3 млн. рублей сверхплановой экономии. Производство валовой продукции по сравнению с соответствующим периодом 1960 года возросло на 8,8%.На предприятиях города за это время было создано 75 комплексно-механизированных и автоматизированных участков и цехов, введено в действие 200 автоматических и поточных линий, модернизировано 4400 станков, механизмов и другого оборудования.
После XXI съезда КПСС коллективы промышленных предприятий города освоили выпуск около 1200.новых видов продукции.
В день открытия XXII съезда ЦК КПСС и Совет Министров СССР поздравили трудящихся г. Горького и Горьковской области с успешным выполнением предсъездовских обязательств.
После съезда соревнование разгорелось с новой силой. Если накануне съезда в движении за коммунистический труд участвовало около 300 тыс. горьковчан, то к концу 1961 года — 320 тыс. Звание коллективов коммунистического труда в городе было присвоено 27 цехам, 270 участкам и сменам, 1761 бригаде. К этому времени на предприятиях города работало более 150 общественных бюро, объединявших до 2000 инженеров, техников и новаторов производства. Действовало 30 советов новаторов, в составе которых имелось 110 производственно-технических секций по профессиям. В 190 заводских и 509 цеховых комиссиях содействия техническому прогрессу работали более 3300 специалистов и около 2000 рабочих. Более 100 тыс. рабочих, инженерно-технических работников и служащих участвовали в работе общезаводских и цеховых постоянно действующих производственных совещаний.
Соревнование вышло далеко за пределы города. Давно уже соревновались между собой автозаводцы Горького и Москвы, Сормовского и Николаевского судостроительных заводов и ряда других предприятий. В 1959 году в борьбу за досрочное выполнение семилетнего плана вступили Горьковская, Кировская и Куйбышевская области, а также города Горький и Куйбышев. Вот уже на протяжении многих лет растет и крепнет дружба двух волжских городов.
Соревнование за коммунистический труд отмечалось дальнейшим улучшением качественных показателей. После XXII съезда КПСС в газете «Советская Россия» за 21 ноября 1961 года было опубликовано обращение горьковских автомобилестроителей к работникам промышленности Российской Федерации. Авторы обращения, рассказав о первых шагах автозаводцев в борьбе за экономию и бережливость, о резервах производства, призывали развернуть поход за экономию и бережливость под лозунгом: «Больше продукции, меньше затрат».
В 1961 году началась деятельная подготовка к реконструкции Горьковского автомобильного завода. А это, в свою очередь, привело к дальнейшему развитию Заволжского моторного завода.
В 1961 году начался серийный выпуск новых грузовых автомашин ГАЭ-53Ф и ГАЗ-52. В 1963 году из сборочного цеха вышла первая партия грузовых автомобилей ГАЗ-66 новой конструкции, отличавшихся повышенной проходимостью. Эта машина в ноябре 1969 года была удостоена Государственного знака качества2.
Многие рабочие, техники и инженеры успешно работали в области рационализации и изобретательства, что способствовало повышению производительности труда. Так, начальник литейного корпуса серого чугуна Б. П. Платонов вместе с сотрудниками Московского научно-исследовательского института разработал автоматическую прессоформовочную линию. Если раньше 8 рабочих на обычной машинной формовке выпускали за один час лишь 80 форм, то на новой линии один рабочий делает за час 220 форм. Б. П. Платонову и ряду работников института в апреле 1965 года была присуждена Ленинская премия.
В эти годы на всех ведущих предприятиях внедрялась новая техника. В 1962 году была построена установка непрерывной разливки стали и на металлургическом заводе. Но эта установка по сравнению с сормовской является более усовершенствованной, на ней освоено производство уже 8 марок сталей — конструкционной, инструментальной и других.
В конце 1962 года в Сормове состоялась закладка нового крылатого теплохода, рассчитанного на 150 мест. Проект был разработан коллективом ЦКБ судов на подводных крыльях. Скорость крылатого газотурб'охода свыше 100 км в час.
Станкозаводцы разработали в 1961 году серию продольных станков одиннадцати видоизменений, выпустили партию модернизированных карусельно-фрезерных станков, обрабатывающих детали непрерывным фрезерованием. Завод «Двигатель революции» начал серийный выпуск дизеля с газотурбинным наддувом и автоматизированным управлением.
Подарком для горьковчан в годы семилетки явилась электрификация железной дороги от г. Горького до г. Заволжья. Важнейшим событием было также завершение в 1962 году электрификации железной дороги Горький — Москва. В декабре этого же года электровозы пошли на север области — в Шахунью.
В июне 1964 года была одержана новая большая победа. В строй вступила единая глубоководная система Волго-Балт, соединившая основные внутренние водные пути Европейской части СССР. С вступлением в строй этой системы г. Горький стал портом пяти морей — Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного.
Огромное значение имел пуск в 1960 году газопровода Саратов— Горький. Если в 1958 году только один автозавод пользовался газом, то в начале 1962 года на дешевое голубое топливо перешло уже более 40 предприятий.
Начавшаяся на автозаводе реконструкция увеличивала его производственные мощности. Так, почти вдвое выросла мощность ТЭЦ, строились новые цехи, была расширена водонапорная башня, благодаря чему значительно увеличилась подача воды для бытовых нужд.
Развернулось капитальное строительство в ряде районов города. В 1964 году на берегу Волги, у площади им. Маркина, вступил в строй новый речной вокзал. В конце 1965 года открылось движение по новому Молитовскому мосту через Оку, пассажиры получили авиационный и железнодорожный вокзалы. Были сданы в эксплуатацию Дворец спорта, гостиница «Нижегородская», первая очередь автозаводской больницы на 300 коек, водоочистных сооружений в Сормове.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 декабря 1965 года за успехи, достигнутые трудящимися в хозяйственном и культурном строительстве, Горьковская область была награждена орденом Ленина. Эта высокая оценка в равной степени относилась как к рабочему классу, так и ко всем трудящимся г. Горького и области, внесшим значительный вклад в выполнение семилетнего плана.
Состоявшийся 29 марта — 8 апреля 1966 года XXIII съезд КПСС утвердил Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства. Собрание партактива г. Горького и области 15 апреля 1966 года обсудило и одобрило решения XXIII съезда партии.
Один за другим коллективы горьковских предприятий брали на себя повышенные обязательства. Бюро Горьковского обкома КПСС одобрило инициативу коллективов — автомобильного завода, «Красного Сормова», «Двигателя революции», фрезерных станков, им. М. Воробьева, производственного объединения «Маяк» и домостроительного комбината по достойной встрече 50-й годовщины Великого Октября и поддержало их призыв ко всем рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим о широком развертывании соревнования в честь великой даты.
Соревнование трудящихся постоянно выдвигало новые проблемы, вдохновляло на смелые творческие поиски. На автозаводе была создана первая в стране типовая автоматическая линия в литейном производстве. Другим крупным техническим усовершенствованием, внедренным на автозаводе, была горячая накатка модульных зубчатых колес.
Для этого была создана первая в автомобильной промышленности С. Н. Кузнецова полуавтоматическая линия из мощных прокатных станов. Благодаря этой установке сократился расход стального проката, значительно поднялась надежность и долговечность изделий, снизилась трудоемкость в их изготовлении, повысилась культура производства. Крупный вклад в технический прогресс работников автозавода был высоко оценен партией и правительством. В апреле 1966 года инженерам-коммунистам В. И. Зильбербергу, И. И. Киселеву и К. Л. Раскину была присуждена Ленинская премия5.
В августе 1966 года Президиум Верховного Совета СССР за достигнутые успехи в выполнении заданий семилетнего плана присвоил звание Героя Социалистического Труда ряду работников предприятий машиностроения. Среди них этого высокого звания были удостоены горьковские автомобилестроители— директор автозавода И. И. Киселев, слесарь по наладке штампов А. И. Косицын и бригадир вальцовщиков колесного цеха И. С. Пермяков. Большая группа работников была награждена орденом Ленина и другими орденами и медалями.
На автозаводе трудится большой отряд женщин, среди которых много замечательных новаторов, подлинных героев труда. Далеко за пределами области известно имя стерженщицы литейного цеха ГАЗа коммунистки С. Н. Кузнецовой. За образцовую и самоотверженную работу ей в марте 1960 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Достойно оценивалась трудовая деятельность коллективов предприятий г. Горького. Производственное объединение «Маяк» первым в области перешло на прямые связи с магазинами. Взятые обязательства швейники выполняли успешно. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1966 года за досрочное выполнение семилетнего плана и успехи, достигнутые в освоении выпуска швейных изделий из тканей с применением синтетических волокон, объединение «Маяк» было награждено орденом Трудового Красного Знамени.
В июле 1969 года Указом Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР группа сормовичей была награждена Почетными грамотами за участие в создании кранового судна «Кёр-Оглы».
13 января 1967 года в г. Горький прибыл Генеральный секретарь ЦК КПСС, член Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев. От имени ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Советского правительства он поздравил горьковчан с заслуженной наградой и прикрепил орден Ленина к знамени Горьковской области.
К 50-летию Великого Октября во всех отраслях экономики и культуры страны подводились итоги работы. За 50 лет Советской власти выпуск промышленной продукции возрос в целом по области более чем в 180, а по г. Горькому — в 340 раз. В городе возникли новые отрасли индустрии, как-то: автостроение, станкостроение, приборостроение и другие. Из старых отраслей после коренной реконструкции и модернизации широкое развитие получили судостроение, дизелестроение, различные виды металлообработки, черная металлургия, широкий размах получила электрификация.
Вопросы повышения качества выпускаемых изделий, особенно в связи с переходом на новые условия планирования и экономического стимулирования, не сходили с повестки дня партийных и хозяйственных органов. В г. Горьком появилась первая в стране служба надежности (КАНАРСПИ — качество, надежность, ресурс с первого изделия), внедренная на многих машиностроительных заводах. Были достигнуты определенные успехи и в повышении качества продукции. Так, две марки дизелей завода «Двигатель революции» в 1967 году были подготовлены для аттестации на Государственный знак качества. В полтора раза увеличился гарантийный срок службы станков. Гарантийный пробег автомобиля «Волга» был доведен до 200 тыс. километров. Значительная часть продукции швейных производственных объединений «Восход» и «Маяк» изготовлялась на уровне лучших образцов.
Не случайно в г. Горьком в июне 1967 года было проведено Всесоюзное совещание служб надежности, в котором участвовало более тысячи представителей от многих республик, краев и областей страны. Совещание открыл первый заместитель председателя Комитета стандартов И. И. Новиков. На совещании с докладом о повышении качества продукции на горьковских предприятиях выступил первый секретарь Горьковского горкома КПСС Н. И. Масленников (ныне первый секретарь обкома партии). Об опыте работы по повышению надежности и долговечности продукции автозавода доклад сделал главный инженер Ф. А. Чинченко, о службе надежности и КАНАРСПИ — главный инженер авиационного завода им. Орджоникидзе Т. Ф. Сейфи,. о повышении качества и надежности телевизоров — директор телевизионного завода им. В. И. Ленина Герой Социалистического Труда В. К. Мошков и другие..
Эти годы характеризуются увеличением жилищного и культурно-бытового строительства. На Автозаводе вырос Соцгород, совершенно изменился облик Сормова, Канавина, Приокского района (Мыза). Только в послевоенный период (1946—1966 гг.) на жилищное строительство в городе Горьком и области израсходовано около 1 миллиарда рублей.
Советские люди готовились достойно встретить 100-летие со дня рождения В. И. Ленина.
Сразу же после постановления ЦК КПСС «О подготовке к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина» в местных газетах были опубликованы планы мероприятий Горьковской городской парторганизации, принятые IV пленумом горкома КПСС. В области промышленности ставилась задача — обеспечить выполнение обязательств в честь 100-летнего юбилея В. И. Ленина и досрочно завершить пятилетний план к 7 ноября 1970 года. На каждом предприятии вести борьбу за присвоение лучшим образцам продукции Государственного знака качества.
По коммунально-бытовому обслуживанию населения, реконструкции и благоустройству города обязательствами намечалось осуществить комплекс работ по сооружению центральной площади, ряда проспектов и улиц. В обязательствах предусматривалось также проведение большого количества массово-политических и культурно-воспитательных мероприятий8.
Взятые в честь Ленинского юбилея обязательства явились новым стимулом для повышения политической и трудовой активности горьковчан. Расширился фронт соревнования под девизами: «В борьбе за досрочное выполнение пятилетки — ни одного отстающего рядом!», «Каждого — на передовой рубеж!», «Поставить все резервы на службу пятилетки!», «Честь коллектива — твоя рабочая честь!», «Рабочая совесть — лучший контролер!».
Встав на ленинскую трудовую вахту, горьковчане с хорошими показателями закончили третий год пятилетки. По объему промышленной продукции план 1968 года был выполнен на 102%, годовой прирост составил 9,2%- Успешно были выполнены обязательства и в четвертом, решающем году пятилетки. За 4 года и 3 месяца пятилетки, к Ленинскому юбилею, горьковчане дали Родине различной продукции на 250 млн. рублей сверх плана, в том числе 50,8 тыс. тонн стали, 70,5 тыс. тонн проката и другой продукции.
За достижение высоких показателей в социалистическом соревновании в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина Центральный Комитет КПСС, Президиум Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР и ВЦСПС, Президиум Верховного Совета РСФСР, Совет Министров РСФСР и ВЦСПС наградили 19 передовых предприятий и организаций г. Горького Ленинскими Почетными грамотами. За ударную работу 30 производственных коллективов удостоились Почетных дипломов обкома КПСС, облисполкома и облсовпрофа, а 36 предприятий, организаций и учреждений — Почетных дипломов горкома КПСС и горисполкома. Более 80 тысяч горьковчан были награждены юбилейными медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100- летия со дня рождения В. И. Ленина».
Застрельщиками соревнования, как всегда, были наши прославленные земляки — Герои Социалистического Труда: на автозаводе— стерженщица С. Н. Кузнецова, слесарь А. И. Косицын, бригадир вальцовщиков И. С. Пермяков, на «Красном Сормове»— бригадир электросварщиков В. В. Пайщиков, бригадиры судосборщиков С. Н. Бодров и А. П. Удалов, на авиационном заводе — член Президиума Верховного Совета СССР токарь- расточник С. С. Цецегов.
Во Всесоюзном коммунистическом субботнике 11 апреля 1970 года приняли участие 800 тыс. горьковчан, из них более 500 тыс. трудились на своих рабочих местах.
В подготовке к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина партийные, советские, профсоюзные, комсомольские организации проводили большую массово-политическую работу. В г. Горьком было организовано более тысячи Ленинских чтений, которые посетило почти 95 тыс. горьковчан.
Лучший способ отметить Ленинский юбилей,— указывал ЦК КПСС,— это сосредоточить внимание на осуществлении планов хозяйственного и культурного строительства. Декабрьский (1969 г.) Пленум ЦК КПСС выдвинул ключевую задачу — повышение эффективности общественного производства.
ЦК КПСС в специальном постановлении отметил ценный эксперимент Щекинского химкомбината Тульской области. Этот опыт успешно стал осуществляться еще в 1969 году коллективом Чернореченского химкомбината г. Дзержинска. Инициатива чернореченцев нашла поддержку на горьковских заводах «Двигатель революции», станкостроительном, им. М. Воробьева, «Красный якорь» и других. Значительный вклад в технический прогресс делают коллективы автомобильного завода, «Красного Сормова», им. Орджоникидзе, телевизионного им. Ленина, «Красной Этны», им. Петровского, металлургического и других предприятий.
В. И. Ленин завещал партии проявлять постоянную заботу о благосостоянии трудящихся. Только с 1967 года по март
1969 горьковчане получили 800 тыс. квадратных метров в благоустроенных домах, в которых справили новоселье 24 800 семей.
В 1970 году жилой фонд города составил более 7800 тыс. кв. метров — это в 7 с лишним раз больше, чем в дореволюционном Нижнем Новгороде. За 1967—1968 годы построено 68 кооперативных домов площадью 172 тыс. кв. метров. Почти 12 млн. рублей затрачено за эти два года на капитальный и текущий ремонт жилого фонда.
Водопроводные магистрали увеличились за это время на 68,4 километра. Среди них — магистральный водовод Слуда — Щербинки, ул. Циолковского — Московское шоссе, проспект Ленина— Московское шоссе, ул. Лядова — площадь Минина и Пожарского и другие. Суточное потребление воды на душу населения увеличилось к началу 1969 года до 198 литров против 170,5 литра в 1966 году.
Природный газ дополнительно стали получать 39 400 квартир и 154 котельные. К апрелю 1969 года в городе получали газ 171 600 квартир, то есть почти каждые 7 из 10 жителей пользуются природным газом. Вновь построенные и отремонтированные за два года дороги составили 3784 тыс. кв. метров. В их числе магистраль проспект Гагарина от поселка Караваиха до сельхозинститута, скоростная 10-километровая автомагистраль Комсомольское шоссе, улицы Гастелло, Дружбы, Чаадаева, Гужевая, Нартова и многие другие.
За эти два года открыто вновь 70 магазинов на 172 рабочих места и 59 предприятий общественного питания на 6 610 посадочных мест. Товарооборот за 1968 год увеличился на 60 млн. рублей.
Значительно возросла продажа населению продовольственных и промышленных товаров.
Только за счет средств местных Советов в городе построено 8 общеобразовательных школ на 10 360 мест. В детских учреждениях количество мест увеличилось на 6400. К апрелю 1969 года в г. Горьком было 483 детских учреждения на 54 830 мест На примере г. Горького ярко видна постоянная забота партии и правительства об охране здоровья трудящихся. В годы семилетки число больничных коек увеличилось на 8350, было открыто 35 поликлиник, консультаций, амбулаторий, 146 здравпунктов, 8 аптек. Так, если в 1961 году государственные ассигнования на здравоохранение в г. Горьком составили по городскому бюджету 20 млн. 685 тыс. рублей, то в 1966 году они возросли уже до 29 млн. 100 тыс. рублей. В городе имеется 230 медицинских учреждений, в том числе 42 больницы, 9 диспансеров, 7 родильных домов, 3 детских санатория, 71 поликлиника, 8 молочных кухонь.
За три последних года семилетки вступили в строй: в Автозаводском районе — комплекс больницы № 40 на 500 коек с поликлиникой на 750 посещений в смену; в Сормовском районе — 3 поликлиники; в Канавинском — 2 поликлиники для взрослых и 1 большая стоматологическая поликлиника, детская поликлиника, медико-санитарная часть, женская консультация; в Ленинском районе — реконструирован роддом на 250 мест и построена новая поликлиника.
К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина в Канавине, на берегу Оки, открыта первая очередь площади его имени. Площадь Ленина — ударная стройка, над которой шефствует городская комсомольская организация.
В центре площади воздвигнут величественный памятник Владимиру Ильичу Ленину.
Город Горький — один из крупнейших научных центров страны. В его 10 вузах, многих научно-исследовательских институтах и лабораториях трудится большой отряд ученых, вносящих значительный вклад в развитие советской науки. Далеко за пределами нашей страны известно имя академика, профессора Горьковского университета, крупного советского химика Г. А. Разуваева. За выдающиеся научные исследования в области химии, за прочную связь науки с производством ему в 1958 году присуждена Ленинская премия, а в 1969-м присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1968 году действительным членом Академии наук СССР был избран профессор университета А. В. Гапонов-Грехов. За большие научные результаты ему в 1967 году была присуждена Государственная премия.
Большую и плодотворную научную работу ведет заведующий кафедрой неорганической химии профессор Горьковского университета Г. Г. Девятых. Он активный общественный деятель,, возглавляет областное отделение общества «Знание». В 1968 году Г. Г. Девятых был избран членом-корреспондентом Академик наук СССР.
Значительные успехи достигнуты в городе и в развитии медицинской науки. Заведующий кафедрой госпитальной хирургии Горьковского медицинского института имени С. М. Кирова профессор Б. А. Королев широко известен не только в городе и области, но во всей стране и за ее пределами. Его блестящие операции на сердце, смелые новаторские поиски в области хирургии принесли ему заслуженную славу. Профессор Б. А. Королев избирался депутатом Верховного Совета СССР двух созывов, членом областного комитета КПСС. В феврале 1969 года Б. А. Королев избран действительным членом Академии медицинских наук СССР.
За плодотворную научную работу в области медицины избраны членами-корреспондентами Академии медицинских наук СССР профессора Горьковского медицинского института И. И. Беляев и Н. Ю. Беленков.
Большую научную работу ведут член-корреспондент Академии наук СССР В. С. Троицкий, член-корреспондент Академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина профессор Горьковского университета А. Н. Мельниченко, профессор института инженеров водного транспорта М. И. Волский и другие.
Важный вклад в разработку новых типов машин внесли видные ученые и изобретатели И. И. Африкантов, А. Д. Просвирнин, А, Ф. Николаев. За создание буровых машин, работающих в условиях вечной мерзлоты, профессор политехнического института А. Ф. Николаев награжден памятной медалью в честь 150-летия
открытия Антарктиды. В 1970 году группе горьковских инженеров-строителей была присуждена Государственная премия за разработку и внедрение механизированного способа производства стеклопрофилита и применение его в строительстве.
Достигнуты определенные успехи также и в области общественных наук. Научными работниками, преподавателями кафедр общественных наук вузов города написаны два тома очерков истории Горьковской организации КПСС, которые вышли в местном издательстве. К 50-летию Советской власти Волго-Вятским книжным издательством выпущен большой коллективный труд «Годы великого строительства», посвященный истории социалистического строительства в городе и области.
Значительная работа ведется по созданию истории фабрик и заводов. Написаны и опубликованы коллективные труды по истории заводов — автомобильного, «Красного Сормова», металлургического. Опубликован ряд монографий и научных сборников, посвященных актуальным проблемам философской, экономической, педагогической, филологической и других наук.
Город Горький, носящий имя великого пролетарского писателя, является одним из крупных культурных центров нашей страны. С особой гордостью горьковчане вместе со всей страной отмечали в марте
1970 года 100-летие со дня рождения Алексея Максимовича Горького, которого В. И. Ленин называл громадным художественным талантом.
Столетие со дня рождения великого пролетарского писателя превратилось во всенародное торжество, имевшее большое идейно-воспитательное значение. В Литературном музее А. М. Горького была открыта экспозиция на тему «В. И. Ленин и А. М. Горький». Во дворцах, клубах, библиотеках проводились Горьковские чтения, лекции, беседы, тематические вечера, читательские конференции, демонстрации фильмов. В театрах шли горьковские пьесы, инсценировки, оперы, написанные по произведениям
А.М. Горького. В мае 1968 года в г. Горьком состоялся пленум Союза писателей СССР, посвященный столетию А. М. Горького, на котором с докладом выступил секретарь правления горьковчанин Б. С. Рюриков. Пленум превратился в подлинное торжество литератур братских народов.
В советскую литературу вносят свой вклад писатели г. Горького. Имена прозаиков Н. И. Кочина, А. И. Патреева, Г. И. Федорова, поэтов М. В. Шестерикова, В. М. Автономова, Б. Е. Пильника, А. И. Люкина известны не только в нашей области. В их произведениях правдиво отражены боевые и трудовые подвиги советских людей, в том числе горьковчан.
Важное значение в патриотическом и военно-патриотическом воспитании имеют исторические повести А. А. Еремина и произведения Героя Советского Союза А. П.Бринского и И. И. Бережного.Хорошо известны горьковчанам имена художников А. Хныгина, братьев В. Ф- и М. Ф. Холуевых.
Картина В. Холуева «Солдаты революции» получила всесоюзную известность. Ряд работ горьковского скульптора П. И. Гусева экспонируется в Третьяковской галерее.
В. И. Ленин говорил, чго искусство принадлежит народу, оно должно быть понятно массам и любимо ими. Осуществляя ленинские заветы, театры г. Горького играют важную роль в идейном и эстетическом воспитании трудящихся. Все наши театры— драматический, оперы и балета, юного зрителя, комедии — тесно связаны со зрителями, их труппы часто ставят спектакли в Автозаводском, Сормовском и других районах города и области. На гастролях во многих городах страны спектакли горьковских театров неизменно получали хорошие, нередко восторженные отзывы. Особенно высоко оценивались постановки ордена Трудового Красного Знамени театра драмы имени А. М. Горького. В мае
1971 года решением Министерства культуры СССР Горьковскому театру драмы им. А. М. Горького было присвоено высокое звание академического.
С гордостью горьковчане восприняли Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 февраля 1968 года о присвоении: А. Н. Самариной почетного звания народной артистки СССР.
В декабре 1968 года за спектакль «На дне» в Академическом театре драмы постановлением Совета Министров РСФСР' режиссеру театра Б. Д. Воронову, художнику В. Я. Герасименко* и народному артисту РСФСР Н. А. Левкоеву была присуждена премия им. К. С. Станиславского.
В декабре 1968 года горьковчане торжественно отметили 40-летие Театра юного зрителя им. Н. К. Крупской, а в январе
года — 40-летие Театра кукол. В приветствии этому театру народный артист СССР С. В. Образцов писал, что коллектив Горьковского театра кукол «успел завоевать добрую славу и среди малышей, и среди взрослых»; Известен наш город и как один из крупных центров музыкальной культуры. Здесь, в театре оперы и балета имени А. С. Пушкина, неоднократно выступали прославленные мастера оперной сцены, артисты Большого театра. В последние годы в г. Горьком по инициативе филармонии проходили музыкальные фестивали, на которых выступали выдающиеся композиторы современности— Д. Д. Шостакович и А. И. Хачатурян. В городе работают 12 членов Союза композиторов, среди которых — старейший певец земли русской А. А. Касьянов. В его операх «Степан Разин», «Фома Гордеев» ярко выражена любовь к родному краю. Большой интерес представляют работы другого горьковского композитора— А. А. Нестерова.
В нашем городе при Дворцах культуры заводов — автомобильного, «Красного Сормова», «Красной Этны» и других успешно работают коллективы художественной самодеятельности, народные университеты, различные кружки. В последние годы были созданы музеи историй трудовой славы на заводах им. Ульянова, автомобильном, авиационном, им. Орджоникидзе, «Красное Сормово», им. М. Воробьева и других. Экспонаты музеев содействуют воспитанию молодежи на революционных, трудовых и воинских традициях.
Далеко за пределами города и страны известны имена горьковских спортсменов — неоднократного чемпиона мира по фехтованию Г. Свешникова, вратаря сборной команды Советского Союза по хоккею В. Коноваленко, чемпионов мира лыжников Г. Напалкова и А. Олюниной, чемпионки Европы но легкой атлетике Г. Быстровой.
Большая организаторская, идейно-политическая и культурно-массовая работа, проводимая в юбилейном ленинском году, явилась могучим стимулом в борьбе за досрочное выполнение пятилетки. Большое значение для нового творческого подъема трудящихся имело постановление июльского (1970 г.) Пленума ЦК КПСС о созыве очередного XXIV съезда КПСС. Передовые коллективы промышленных предприятий, строительных и транспортных организаций, колхозов и совхозов в ответ на решение Пленума ЦК КПСС начали соревнование, взяв на себя новые социалистические обязательства. Горьковский обком КПСС, облисполком и облсовпроф одобрили инициативу коллективов автозавода, «Красного Сормова» и других предприятий, взявших на себя обязательства в честь XXIV съезда КПСС.
В авангарде соревнования за досрочное выполнение заданий восьмой пятилетки шли сормовичи и автозаводцы, коллективы заводов им. Орджоникидзе, им. Петровского и др. К 53-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции обком КПСС, облисполком и облсовпроф за досрочное выполнение пятилетнего плана к 1 октября 1970 года наградили дипломами первой степени коллективы заводов им. М. Воробьева, им. Петровского, «Нефтегаз», макаронной фабрики и ряда других предприятий и организаций.
В 1970 году большую трудовую победу одержали хлеборобы Горьковской области. Колхозы и совхозы сдали на приемные пункты 352 тыс. тонн зерна при плане 140 тыс. тонн. В эту трудовую победу немало усилий вложили трудящиеся г. Горького.
Выполняя завет великого Ленина, коллективы многих горьковских предприятий с давних пор шефствуют над колхозами и совхозами. В 1970 году промышленные предприятия и культурные учреждения осуществляли шефство над тридцатью районами Горьковской области. За последние годы шефская работа значительно изменилась. Она стала строго спланированной, целенаправленной деятельностью по изготовлению различных машин и оборудования, по механизации трудоемких процессов в сельскохозяйственном производстве. Многие предприятия города выполняют заказы села на изготовление нестандартного оборудования, запасных частей и различного инвентаря за счет внутренних резервов. Только в 1969 году горьковчане изготовили для колхозов и совхозов запасных частей и оборудования на сумму более 2 млн. рублей. Много различных заказов для села выполняли и выполняют заводы — автомобильный, «Красное Сормово», фрезерных станков, металлургический, им. М. Воробьева, производственные объединения «Красный якорь» и «Металлист».
Каждое лето из г. Горького выезжают в районы студенческие строительные отряды, дорожники прокладывают шоссейные магистрали, газификаторы проводят к селам газ. Ведущие театры города выезжают со спектаклями в районы, в сельских клубах выступают заводские коллективы художественной самодеятельности. Каждый Дворец или Дом культуры имеет в подшефном районе свой клуб-спутник. Так, из года в год крепнет дружба трудящихся г. Горького с тружениками сельского хозяйства.
Помощь горьковских предприятий селу особенно усилилась после июльского (1970 г.) Пленума ЦК КПСС, принявшего постановление об очередных задачах партии в области сельского хозяйства Сразу же после Пленума ЦК КПСС обком партии 7 июля
1972 года провел в совхозе «Друг крестьянина» семинар, в работе которого приняли участие члены бюро обкома КПСС, секретари городских и районных комитетов партии, директора предприятий. В подшефные районы выезжали представители заводов — автомобильного, «Красного Сормова», фрезерных станков, им. Петровского, им. М. Воробьева и других.
В 1970 году промышленность города Горького направила сельскому хозяйству страны более 50 тыс. грузовых автомобилей, около 500 металлообрабатывающих станков, 900 единиц, мельнично-элеваторного оборудования, на 120 миллионов рублей запасных частей и много других изделий.
24 предприятия города Горького строят 24 свинооткормочных комплекса на 120 тыс. голов. Кроме того, строительные организации Волговятскстроя возводят крупнейший в стране Ильино- горский промышленный комплекс, который будет давать в год. 12 тыс. тонн свинины.
Пленум ЦК КПСС 13 июля 1970 года принял постановление о созыве XXIV съезда партии. Коллективы автомобильного завода и «Красного Сормова» выступили с патриотической инициативой о широком развертывании социалистического соревнования под девизом: «Каждый трудовой день — наш подарок XXIV съезду КПСС». Областные и городские организации одобрили почин автозаводцев и сормовичей и призвали рабочих и всех трудящихся города и области развернуть соревнование за достойную встречу XXIV съезда КПСС, ознаменовать это историческое событие ударным трудом на Ленинской юбилейной вахте.
В результате большой организаторской и массово-политической работы, широко развернувшегося предсъездовского соревнования промышленные предприятия города Горького и области задание восьмой пятилетки по объему производства выполнили досрочно к 53-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Намеченный Директивами XXIII съезда КПСС уровень производительности труда был выполнен также досрочно— к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.
Городу Горькому как крупному индустриальному центру партия и правительство уделяют постоянное внимание. В ноябре
года в город приезжал член Политбюро ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин. Он посетил заводы «Красное Сормово», авиационный, автомобильный, ряд строительных объектов. Встречаясь с рабочими, А. Н. Косыгин интересовался их заработками, организацией труда и отдыха, городским транспортом, отвечал на вопросы. 26 ноября он выступил на собрании областного партийно-хозяйственного актива сообщил о предварительных итогах пятилетки, подчеркнув при этом, что горьковчане внесли достойный вклад в осуществление решений XXIII съезда КПСС. Для трудящихся города и области радостным событием был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 декабря 1970 года о награждении города Горького орденом Ленина за большие успехи в хозяйственном и культурном строительстве, в выполнении пятилетнего плана по развитию промышленного производства и особенно отраслей машиностроения. В январе и феврале 1971 года орденом Ленина были награждены авиационный и автомобильный заводы, орденом Октябрьской Революции — «Красное Сормово». А всего по итогам пятилетки правительственных наград удостоены 7 предприятий и организаций.
На состоявшейся в январе 1971 года XVIII Горьковской городской партийной конференции были подведены итоги восьмой пятилетки. Завершив досрочно пятилетнее задание, предприятия города выпустили сверх плана автомобилей, станков, дизелей, приборов, стали, проката, товаров народного потребления и других изделий почти на полмиллиарда рублей. Объем промышленного производства увеличился за пятилетие на 54,3 процента, а в отраслях машиностроения на 61 процент. Прирост промышленной продукции за период, прошедший после XVII городской партконференции, составил 29,6 процента, производительность труда выросла на 25 процентов.
На большинстве фабрик и заводов проводилась планомерная работа по повышению технического уровня производства. Освоено более 400 видов новых машин, оборудования и приборов. В последние годы пятилетки 49 изделий горьковской промышленности были удостоены Государственного знака качества. С целью дальнейшего совершенствования управления производством на предприятиях и в научно-исследовательских организациях города к началу 1971 года создано 24 вычислительных центра.
С честью справились трудящиеся города Горького с повышенными предсъездовскими обязательствами. Государственный план четырех месяцев первого года девятой пятилетки по объему производства был выполнен на 102,6 процента. Прирост продукции по сравнению с тем же периодом 1970 года составил 10,5 процента, при этом 97,1 процента прироста всего объема производства получены за счет увеличения производительности труда. Сверх плана реализовано продукции на 23,6 миллиона рублей.
Коммунисты, рабочие, все трудящиеся города Горького единодушно одобрили исторические решения XXIV съезда КПСС, отвечающие насущным интересам народа. Состоявшееся 14 мая
года собрание партийно-хозяйственного актива приняло решение о новых повышенных обязательствах по выполнению заданий первого года девятой пятилетки. Народнохозяйственный план 1971 года намечено завершить к 28 декабря 1971 года, а задания 9 месяцев — в честь 750-летия города — к 28 сентября. План по росту производительности труда решено перевыполнить на 30 процентов.
Совместными усилиями коллективов промышленных предприятий, научно-исследовательских и конструкторских организаций решено разработать и изготовить не менее 100 новых видов машин, материалов с повышенными технико-экономическими и эксплуатационными показателями. Намечено создать 875 новых моделей одежды, обуви, кожгалантерейных изделий, верхнего трикотажа, 50 новых видов пищевой продукции. Взяты также повышенные обязательства по дальнейшему развитию транспорта и связи, торговли и бытового обслуживания, строительства и городского хозяйства.
Пламя социалистического соревнования за досрочное выполнение новой пятилетки разгорается все сильнее. Лучшие передовые рабочие, новаторы производства взяли личные повышенные обязательства. Делегат XXIV съезда КПСС кузнец автозавода Герой Социалистического Труда А. И. Огнев опубликовал в «Правде» за 30 апреля 1971 года письмо «Моя пятилетка». Он и его товарищи по бригаде разработали личные планы, взяв обязательство— повысить выработку на 50 коленчатых валов в смену и пятилетку выполнить за четыре года. Вслед за ними члены коллектива коммунистического труда, бригады слесарей-монтажников судокорпусно-монтажного цеха завода «Красное Сормово» во главе с делегатом XXIV съезда КПСС кандидатом в члены ЦК КПСС Героем Социалистического Труда А. П. Удаловым заявили:
1969 начать трудовую Ленинскую вахту по выполнению решений XXIV съезда КПСС;
1970 выполнить план девятой пятилетки к 13 июля 1974 года — к 125-летию родного завода;