Итак, с какими итогами подходит коллектив к концу 2011 года? Сегодня уже можно говорить, что показатели бизнес-плана по выручке и объемам производства будут выполнены. На днях «Группа ГАЗ» объявила результаты финансовой деятельности за 6 месяцев по МСФО. Выручка Группы за полугодие составила 52,1 млрд. руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 39%. Самого большого роста выручки - около 60% - компания достигла в сегменте легких коммерческих автомобилей. А это 23,8 млрд. руб.
В 2011 году «Группа ГАЗ» обновила модельный ряд во всех сегментах и кардинально улучшила качество продукции. Это позволило компании увеличить продажи всех видов техники, В первом полугодии выручка от продаж легких коммерческих и среднетоннажных автомобилей выросла на 60%, автомобилей «Урал» - на 12%, автобусов - на 19%, двигателей и автокомпонентов - на 39%.
Еще один, несомненно, решающий фактор обеспечения стабильности - это существенный рост производительности труда. Да, мы действительно стали работать упорнее и больше: в 2011 году «Группа ГАЗ» достигла самою высокого уровня производительности труда за всю историю компании. В первом полугодии среднемесячная выручка на одного сотрудника составила 153 тыс. руб., рост к аналогичному периоду прошлого года - около 40%. Компания делится успехом со своими сотрудниками - подтверждением тому служит рост заработной платы в среднем по компании на 25%, а также участие работников в годовой прибыли.
«Первые 6 месяцев уходящего года были просто замечательными, - отметил г-н Ан- дерссон, - но помимо удовлетворения есть озабоченность в отношении следующего года. Будет ли автомобильный рынок расти и дальше в условиях нестабильной экономической ситуации в Европе? Сложный вопрос».
Необходимо тщательно просчитывать риски, отметил Бу Андерссон, и быть готовыми при пессимистичном сценарии развития событий и падении рынка придерживаться режима строжайшей экономии, искать ресурсы по сокращению непроизводственных затрат, активнее снижать себестоимость продукции, чтобы достичь необходимых финансовых результатов.
Помимо мероприятий по сокращению оборотного капитала, постоянных производственных затрат, коммерческих и других расходов, эффективность работы компании повышается за счет изменения структуры управления. Речь идет о сокращении лишних управленческих звеньев, ликвидации дублирующих функций, приведении численности руководителей и служащих к оптимальному соотношению к количеству производственных рабочих. Добавленная стоимость создается именно на производственной площадке. Понимание этого - одна из основ высокой конкурентоспособности иностранных автомобильных компаний, они уже давно пришли к строгому соотношению: на одного производственного рабочего приходится не более одного сотрудника из категории РСС (руководители, специалисты, служащие). Российские автомобильные предприятия все еще значительно отстают по этому показателю от уровня западной промышленности.
Еще одно важное направление деятельности «Группы ГАЗ» в этом году - работа над повышением чистой прибыли. Ее рост в немалой степени зависит от реализации комплексной программы по обеспечению качества нашей продукции. Число дефектов, выявляемых в первые два месяца эксплуатации автомобилей ГАЗ, снизилось за 8 месяцев этого года более чем на 39%. Меньше нареканий стало к качеству комплектующих и материалов, которые подают поставщики. Выдерживаются контрольные цифры и по такому показателю, как
приемка автомобиля с первого предъяЕзления.
Запуск производства низкопольных автобусов в Ликино и выполнение контракта на поставку Мосгортрансу около 2 тысяч машин дает компании в этом году свыше 17 млрд. рублей выручки. И все же более 50% прибыли приносят производство и реализация легких коммерческих грузовиков «ГАЗель-БИЗНЕС». В ближайшем будущем основные перспективы по развитию модельного ряда LCV ГАЗ связывает с автомобилем «ГАЗель-NEXT», новой линейкой сельскохозяйственных автомобилей «Ермак», освоением полного цикла контрактной сборки легковых автомобилей.
В Дивизионе «Автобусы» со следующего года начинается производство нового семейства унифицированных автобусов модульного типа. Законный повод для гордости - работа Дивизиона «Грузовые автомобили». Предложенный его специалистами проект платформы грузовика нового поколения получил заслуженную награду на международной выставке, проходившей недавно в Москве.
Президент «Группы ГАЗ» отметил лучшие предприятия нижегородской площадки, которые убедительно повышают эффективность труда. «Эти достижения позволяют нам чувствовать себя конкурентоспособными рядом с другими глобальными игроками автомобильного рынка», - подчеркнул Бу Андерссон. В числе лучших по нижегородской площадке он назвал ООО «Нижегородские моторы» и ООО «Автозавод «ГАЗ», а также ряд подразделений Дивизиона «Автокомпоненты».
Инвестиции в будущее
Высокие гости во время недавнего визита на Горьковский автомобильный неоднократно подчеркивали, что ГАЗ - стабильная и прибыльная компания, в которой трудятся отличные специалисты. И в числе постоянных приоритетов ее руководства - забота о людях. «У ГАЗа есть как минимум две сильные составляющие, привлекательные для потенциальных инвесторов, - это профессионализм работников и присущая им лояльность по отношению к своему предприятию, - уверен Бу Андерссон. - Инвестируя в персонал, мы инвестируем в наше будущее».
На реализацию мотивационной программы
в 2010-м было выделено 1,3 млрд. рублей в виде премии по итогам работы за год. После проведенной летом этого года индексации заметно выросла средняя заработная плата на предприятии. Аплодисментами встретили присутствующие сообщение о том, что программа участия работников в прибыли продолжает действовать и по итогам работы за 2011 год предусмотрена выплата поощрения, которое многие по старой привычке называют тринадцатой зарплатой. Хотя отличие здесь существенное: суть мотивационной программы в том, что каждый работник получает вознаграждение в соответствии со своим вкладом и вкладом своею подразделения в общий результат.
Бу Андерссон напомнил, что по нижегородской площадке в коллективный договор-2011 было включено финансирование 11 пунктов социальной программы. При активной поддержке профсоюзной организации ГАЗа большинство из них выполнено, более того, на реализацию некоторых положений выделено средств даже больше, чем планировалось. Например, сумма на выплату гоДовой премии увеличилась практически в 2 раза. А вот средства, которые были выделены по такой статье, как поддержка молодых семей с детьми, за 10 месяцев освоены почему-то пока не полностью...
В целом в 2011-м объем финансирования коллективных договоров на предприятиях «Группы ГАЗ» вырос на 36% по сравнению с 2010 годом и составил 865 млн. рублей. По словам президента «Группы ГАЗ», руководство компании готово сохранить финансирование социальных программ в 2012-м на том же уровне. Но необходимо точнее расставить приоритеты, и здесь опять не обойтись без помощи профсоюзного актива. Так, вместе надо решать вопросы о путевках для сотрудников во время корпоративного отпуска, о выплате премий по случаю юбилеев подразделений. Что касается дальнейшего увеличения заработной платы, то говорить об этом можно будет, только исходя из ситуации на рынке, результатов продаж и выполнения показателей бизнес-плана. Крайне важной является здесь и поддержка со стороны государства.